Век джаза Олега Лундстрема
Он рисовал, играл на скрипке и даже учился одновременно в Политехническом институте и музыкальном техникуме. Но творческая судьба Олега Лундстрема, наверное, определилась в тот самый день, когда 12-летний мальчик, увлеченный фокстротом, расписал партитуру на трио: мелодия, бас, аккомпанемент.
До джаза
Правнук шведского подданного, внук забайкальского лесничего, сын преподавателя гимназии, Олег Лундстрем родился в Чите, а вырос в маньчжурском Харбине, куда отец уехал работать преподавателем в числе советских специалистов. В семье Лундстремов музыку любили. И Олег, и его брат Игорь играли с детства, что не помешало получить не одно образование. Олег Лундстрем после обучения в коммерческом училище поступил одновременно в Политех и музыкальный техникум по классу скрипки. Еще до завершения учебы определилась судьба будущего музыканта.
«Дорогой старый Юг»
Отправная точка для Лундстрема-джазмена. В тридцатые годы прошлого века повальное увлечение фокстротом его сначала даже не затронуло. Ровно до того момента, как, отбирая пластинки на вечеринку, он не наткнулся на мелодию Дюка Эллингтона.
«Дорогой старый Юг» так поразил молодого музыканта, что он принялся воспроизводить мелодии с пластинок. Было это в 1933 году, а год спустя 18-летний Лундстрем создал джазовый коллектив. Сам играл на фортепиано и скрипке, а его брат Игорь солируовал на саксофоне. Спустя всего два года музыканты подписали первый контракт в Шанхае, невзирая на то, что в городе на тот момент было порядка сорока джазовых коллективов.
«Шанхайцы», как прозвали джазовый оркестр, хоть и жили за границей, но играли с джазовыми аранжировками музыку и советских композиторов: «Катюшу» Матвея Блантера, «Песню о капитане» Исаака Дунаевского, «Чужие города» Александра Вертинского. В Шанхае Лундстрем познакомился и с самим Вертинским: артист приезжал туда с концертами.
«Король джаза Дальнего Востока»
В сороковые годы Олег Лундстрем оказался на вершине популярности. Вскоре в оркестре было уже 14 музыкантов, в том числе импровизаторы. Дирижировал сам Лундстрем, которого в прессе называли «джазовым королем Дальнего Востока». На концерте по случаю окончания Второй мировой войны оркестр выступил уже полный биг-бенд, а Лундстрем написал первое свое произведение «Интерлюдия» и задумался о возвращении в Советский Союз.
В Москве и Ленинграде джазовых музыкантов не приветствовали, и оркестр в полном составе отправился в Казань. Биг-бенд сначала «раскидали» по разным коллективам — от оперного театра до кинотеатров. Музыканты собирались вместе только на разовые концерты. Работая в Театре имени Качалова заведующим музыкальной частью, Олег Лундстрем встретил свою любовь — актрису Галину Жданову, с которой прожил всю жизнь.
Джаз не отпускал. Музыканты записывали на радио вариации на темы произведений татарских композиторов. Играли вместе при любой возможности. Один из таких концертов, который прошел в Казанском драмтеатре, заметили в Москве, и в 1956 году музыканты Лундстрема стали концертным эстрадным оркестром.
Джаз на советских просторах и за пределами СССР
Более 300 городов в разных уголках Советского Союза и за рубежом объехал оркестр Лундстрема. Только на студии «Мелодия» музыканты записали 10 пластинок. Становились явлением на каждом джазовом фестивале — в Эстонии, Польше, Чехословакии, Болгарии, а в 90-е и во Франции и США.
В 70-е годы музыканту удалось встретиться со своим «крестным отцом от джаза» Дюком Эллингтоном, когда американский джазмен приезжал в Москву. Ту пластинку, что определила всю творческую жизнь, Лундстрем хранил всё это время.
В год 60-летия коллектив был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр, а в 1998 году Американская библиографическая ассоциация назвала Олега Лундстрема человеком года.
Оркестр Лундстрема стал первым джазовым коллективом, выступившим в Большом зале Московской консерватории. Из музыкантов первого состава в коллективе оставался лишь сам его создатель. В 2003 году Лундстрем передал дирижерскую палочку Георгию Гараняну. Спустя два года Олега Леонидовича не стало, а его джаз звучит по сей день.
«Что же касается кредо нашего оркестра, то оно осталось прежним: мы верны джазу, мы стремимся сделать джаз важным компонентом духовной жизни человека».
Олег Лундстрем
Смотрите также