Золото Бориса Годунова
Выставка «Борис Годунов. От слуги до государя всея Руси» открывлась в Московском Кремле. В экспозиции представлены экспонаты из собрания Музеев Московского Кремля, а также ряда российских музеев, библиотек и архивов. Фигуру русского царя с одной из самых драматичных судеб постарались подать беспристрастно. Рассказывает Софья Багдасарова.
Годунов в памяти потомков — таков, каким его сделали русские гении: Пушкин и Алексей Толстой в своих трагедиях, Мусоргский в опере, Шаляпин на сцене и портретисты Шаляпина в живописи. Убийца царевича Димитрия, узурпатор власти, мятущаяся душа… Однако все они опирались на его образ, созданный авторами XVII века, то есть во времена Романовых (годуновских конкурентов и победителей).
А создатели выставки постарались принципиально отстраниться от «черной легенды», окружающей имя Бориса Годунова, и показать его как умного придворного, первого всенародно избранного царя и крупного международного политика. Кроме того, им удалось представить его как истинного основателя царской династии, пусть и одной из самых коротких в русской истории.
СКОЛЬКО БЫЛО ГОДУНОВЫХ?
Семья у Бориса, оказывается, была большая. Во-первых, следует назвать его сестру Ирину — без нее он вряд ли стал бы царем. В 1575 году Иван Грозный выдал Ирину замуж за младшего брата своего наследника — слабовольного Федора Иоанновича. Но судьба сложилась так, что царем стал именно Федор. А Борис Годунов, как царский шурин, оказался в непосредственной близости к трону и на долгие годы стал некоронованным правителем государства. Царица Ирина, судя по всему, была женщиной умной и обладала сильной волей. Несмотря на то что она не родила сына, супруг так и не решился отослать ее прочь и взять новую жену. После его смерти полтора месяца Ирина была самостоятельной правительницей государства, издавала указы и помогала избранию Бориса на престол.
А еще был Дмитрий Иванович Годунов — дядя Бориса и Ирины, который взял сирот на воспитание и представил их ко двору Ивана Грозного, где сам служил постельничим, то есть занимал очень близкое к царю место. А еще была жена Бориса — царица Мария, дочь печально известного Малюты Скуратова. А еще были их дети — юный Федор II Борисович и прекрасная Ксения. Можно вспомнить и Стефаниду Андреевну — жену Дмитрия Ивановича, в светлицах которой были созданы прекрасные вышивки, или его сына Владимира. А еще был Иван Иванович Годунов — кстати, женатый на сестре Федора Никитича Романова (будущего патриарха Филарета)…
Все они сгинули в Смутное время. Но, что удивительно, несмотря на последующие польские и иные грабежи, от них сохранилось большое количество вещей — ценных и прекрасных.
ЗОЛОТО, ЖЕМЧУГА И КАМЕИ
Этими сокровищами наполнены два выставочных помещения Музеев Кремля — в Успенской звоннице и Патриаршем дворце. В основном это, конечно, религиозное искусство: вклады Годуновых в различные церкви и монастыри, а также посуда, государственные регалии и иностранные дары.
Карьера самого Бориса — от зачисления в опричники до скоропостижной смерти в царских палатах — прослеживается наглядно. Вот скромная серебряная чаша. В 1584 году на ней было выгравировано «Чарка боярина и конюшего Бориса Федоровича Годунова», а в 1591 году, по случаю получения от Ивана Грозного за защиту Москвы от хана Казы-Гирея почетного титула «слуги», ниже буквами попроще и помельче было добавлено и это слово. На выставке чарка поставлена на зеркало, чтобы мы могли разглядеть этот титул, которым молодой боярин явно очень гордился. А вот в витрине уже апофеоз его карьеры — легендарная шапка Мономаха, которой Борис венчался на царство.
Другие Годуновы тоже здесь. Небольшой мощевик, украшенный жемчугом и камнями, был подарен царице Ирине ее любящим мужем Федором Иоанновичем. На нем выгравирована ее небесная покровительница — святая Ирина. Множество церковных вышивок, создававшихся Ириной Годуновой, ее теткой Стефанидой Андреевной и племянницей царевной Ксенией. Но самая трогательная вещь, оставшаяся от Ксении, помилованной Лжедмитрием, но превращенной им в наложницы, — это простое золотое колечко с сапфиром. Оно происходит из суздальского монастыря, где царевна провела последние годы.
Ее брат Федор II, несчастный царь, которому довелось править всего семь недель, получил великолепное образование, в том числе и в естественных науках того времени. Он составитель одной из первых русских карт — так называемой годуновской (возможно, в качестве учебного задания). На выставке — экземпляр, изданный в Амстердаме по гравюре 1614 года через 11 лет после убийства Федора. Предполагают, что оригинальный чертеж мог попасть к иноземцам после разгрома годуновского дворца. Рядом — множество икон, утвари и драгоценных окладов, вложенных Дмитрием Ивановичем и его кузеном Иваном Ивановичем. Только от царицы Марии Григорьевны, дочери Малюты Скуратова, кажется, нет ничего: наверное, она не любила вышивать. Своего рода семейный портрет Годуновых — икона, предположительно, работы иконописца Прокопия Чирина, с изображением святых покровителей Бориса, Марии, Федора и Ксении.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Помимо многочисленных грамот и посланий от правителей Европы, включая королеву Елизавету Тюдор (она рекомендует своего врача), в витринах и многочисленные дары. Никогда не покидает стен Кремля трон, называемый «место персицкое», присланный шахом Аббасом I, — он отделан бирюзой, турмалинами и рубинами. Кстати, на нем короновалась даже Елизавета Петровна.
Увы, под низкими сводами Патриаршего дворца не поместилась роскошная резная карета (называемая «колымага»), присланная Борису Годунову в подарок от английского короля Якова I Стюарта. Чтобы разглядеть ее резьбу, например сцену битвы христиан с неверными, придется идти в саму Оружейную палату. Здесь только рисунок с нее Федора Солнцева. Зато есть серебряные фляги с гербом того же короля.
Другие важные государственные регалии — держава и скипетр, созданные для Бориса Годунова в мастерских императора Священной Римской империи Рудольфа. Держава украшена золотыми рельефами с историей библейского Давида — кстати, тоже первого царя из своей династии, чудом получившего трон.
МЕРТВЫЕ ДЕТИ
Но в отличие от царя Давида, из колена которого, как известно, произошел сам Иисус Христос, династия Бориса Годунова трагически оборвалась почти сразу — на его 16-летнем сыне, вместе с матерью задушенном сторонниками Лжедмитрия. Англичанин, который написал отчет о посольстве Томаса Смита в Россию, назвал сцену его гибели «ужасной и жалостной трагедией, достойной стоять в одном ряду с «Гамлетом».
Ссылки по теме
Но мертвые дети встречаются в истории династии Годуновых с самого начала. Это не только царевич Дмитрий Углицкий, загадочная гибель которого вечным обвинением висит над Борисом Годуновым. Кстати, на выставке об этом «кровавом мальчике» много всего — и золотая рака, изготовленная уже при Романовых, и родимая икона, сделанная при его рождении по мерке младенца, и личные вещи, которые хранились при его гробе, — крохотная шапочка, кошелек с монетками и ложка.
Существовал и другой ребенок, рождение и смерть которого также сыграли роль в судьбе Бориса Годунова. Позабытая царевна Феодосия, дочь Ирины Годуновой и Федора I Иоанновича, — последняя из рода Рюриковичей. Царица Ирина долго вымаливала ребенка (вот зачем ей было нужно так много вкладных вышивок), долго не могла зачать и выносить — брат даже писал Елизавете Тюдор и просил королеву прислать акушерку. Старания были напрасными: бояре не допустили до царицы подобной неправославной срамоты. Едва избежав развода, на 17-м году брака Ирина все-таки родила, но не мальчика. Все равно радость была большой: на вкладных иконах сразу появляется покровительница новорожденной — преподобномученица Феодосия. Одна из таких икон — «Святой Николай» — представлена на выставке. А рядом изящный нательный крестик со святой Феодосией, принадлежавший девочке. Она умерла в два года, и детей у Ирины с Федором больше не было: дорога к трону для Бориса была расчищена.
Кто знал, что все его усилия пойдут прахом. Все в мире взаимосвязано: одной из причин конца династии Годуновых был Великий голод 1601–1603 годов, возникший, в частности, из-за извержения вулкана Уайнапутина в далеком Перу, пепел от которого достиг Европы и вызвал малый ледниковый период.
Выставка открыта до 31 января 2016 года.
Смотрите также