Краснопресненская художественная школа
Одна из старейших в России. Знаменитая «школа у планетария». До сих пор детей здесь учат рисовать профессиональные художники по принципу авторских мастерских. С уникальной системой развития детских талантов познакомилась Наталья Летникова.
История школы — сплошные рассказы из серии «это интересно, уникально, талантливо, дерзко». 30-е годы прошлого века. Художественный бум советской эпохи. Искусство идет в массы, и группа московских художников решает учить детей рисовать. В своих же мастерских. Энтузиасты, объединенные выпускницей ВХУТЕМАСа Натальей Бушкевич, открывают художественную школу. В центре Москвы, в старом особняке Небольсиных, что рядом с Московским планетарием.
Живопись, графика, композиция, история искусств. С опорой на русскую школу и с учетом новых веяний мирового искусства. Школу опекают настоящие мастера — выдающиеся скульпторы Сергей Коненков, которого еще до революции называли «русский Роден», и Вера Мухина, представитель русского импрессионизма Сергей Герасимов и классики советской политической карикатуры «Кукрыниксы». До сих пор в школьном музее хранится письмо-поздравление Игорю Эммануиловичу Грабарю. Известного художника, представлявшего Россию еще на дягилевской выставке русского искусства в 1903 году, и начинающих художников связывала настоящая дружба. Пионеры обещали Игорю Эммануиловичу учиться на хорошо и отлично.
И учились. Даже в годы войны школа не закрывалась. Иногда, правда, не получалось рисовать, не думая о хлебе насущном, в прямом смысле этого слова. Для одного из натюрмортов использовалась «половинка черного». К концу урока от учебного пособия осталась лишь корочка. Эту историю ученики военного времени рассказывали своим ученикам, когда вернулись в родные стены уже преподавателями. Время было тяжелое. Но именно в военные годы школа получила статус городской десятилетки — единственной в системе Министерства просвещения СССР. После войны, когда страна была в разрухе, учебное заведение пытались закрыть. Встали на защиту Академия художеств и Союз художников.
Живопись, графика, композиция, история искусств. С опорой на русскую школу и с учетом новых веяний мирового искусства. Школу опекают настоящие мастера — выдающиеся скульпторы Сергей Коненков, которого еще до революции называли «русский Роден», и Вера Мухина, представитель русского импрессионизма Сергей Герасимов и классики советской политической карикатуры «Кукрыниксы». До сих пор в школьном музее хранится письмо-поздравление Игорю Эммануиловичу Грабарю. Известного художника, представлявшего Россию еще на дягилевской выставке русского искусства в 1903 году, и начинающих художников связывала настоящая дружба. Пионеры обещали Игорю Эммануиловичу учиться на хорошо и отлично.
И учились. Даже в годы войны школа не закрывалась. Иногда, правда, не получалось рисовать, не думая о хлебе насущном, в прямом смысле этого слова. Для одного из натюрмортов использовалась «половинка черного». К концу урока от учебного пособия осталась лишь корочка. Эту историю ученики военного времени рассказывали своим ученикам, когда вернулись в родные стены уже преподавателями. Время было тяжелое. Но именно в военные годы школа получила статус городской десятилетки — единственной в системе Министерства просвещения СССР. После войны, когда страна была в разрухе, учебное заведение пытались закрыть. Встали на защиту Академия художеств и Союз художников.
Судьба решалась на заседании Президиума Совета министров в 1952 году. Настоящей охранной грамотой стало распоряжение за личной подписью… Сталина: «Сохранить в порядке исключения городскую художественную школу». Это был второй день рождения. И главный подарок — возможность работать дальше.
директор школы Евгения Шуляк
А работы интересные и порою неожиданные. Как с Агнией Барто. Поэтесса любила приходить на уроки. Читала свои стихи из серии «Переводы с детского» — от лица ребят из разных стран. А юные художники «переводили» эти стихи на язык красок.
Когда впервые меня позвали посмотреть готовые работы, я вошла в кабинет директора и ахнула. Рисунки, разложенные рядами по всему полу, оставляли лишь узкую полоску от двери к письменному столу в глубине комнаты. Их было множество! Сколько рисунков, светлых и негодующих, реальных и фантастических, вызвал белый голубь мира, который борется с черной железной птицей войны.
Агния Львовна Барто
Рисунки о мире и по всему миру. Пятьдесят стран. Международная премьера. 1989 год — выставка школьных работ в Колумбийском университете. Детские работы произвели такой фурор, что потом еще четыре года выставку возили по университетским городам Америки. Впрочем, работы «краснопресненцев» знают и любят во всем мире.
К примеру, «Ёжик в тумане». Автор мультфильма Юрий Норштейн учился в Краснопресненской. Равно как и Франческа Ярбусова — художник-постановщик «Ёжика», «Паровозика из Ромашково» и другой мультипликационной классики. Классический жанр на сцене. Еще один известный выпускник — режиссер, работавший с «Современником», студией Олега Табакова, театром «Сатирикон», художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. Народный художник России Валерий Балабанов, народный архитектор России Михаил Посохин, кинорежиссер Федор Бондарчук. Учился здесь и Михаил Одноралов — один из организаторов нашумевшей в искусстве 70-х «Бульдозерной выставки».
К примеру, «Ёжик в тумане». Автор мультфильма Юрий Норштейн учился в Краснопресненской. Равно как и Франческа Ярбусова — художник-постановщик «Ёжика», «Паровозика из Ромашково» и другой мультипликационной классики. Классический жанр на сцене. Еще один известный выпускник — режиссер, работавший с «Современником», студией Олега Табакова, театром «Сатирикон», художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. Народный художник России Валерий Балабанов, народный архитектор России Михаил Посохин, кинорежиссер Федор Бондарчук. Учился здесь и Михаил Одноралов — один из организаторов нашумевшей в искусстве 70-х «Бульдозерной выставки».
Ссылки по теме
Эти и многие другие творцы когда-то писали акварелью и маслом в учебных классах. Смотрели на длинные ряды удивительных, зачастую совсем не детских рисунков вдоль школьных коридоров, впитывали особый дух творчества, который витает в этих стенах. Несмотря на то что 80 процентов выпускников школы продолжают обучение в художественных училищах и вузах — в их числе МАРХИ, МГАХИ им. В.И. Сурикова, ВГИК, Академия печати, — педагоги не ставят перед собой задачу непременно из всех ребят вырастить художников. Главное — привить любовь к искусству и культуре, расширить границы познания.
Дети, как и 80 лет назад, учатся видеть красоту мира и переносить ее на бумагу. Школа в эпицентре культурной жизни страны. К примеру, в год 70-летия Победы работы «краснопресненцев» выставлялись в Севастополе и остались в качестве подарка образовательным учреждениям города русской славы.
Благодарим Краснопресненскую художественную школу за предоставленные материалы.
Смотрите также