Презентация будущей Галереи старых мастеров
Именно так можно охарактеризовать выставку, которая открылась в Итальянском дворике Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина.
В экспозиции представлены шедевры испанских, немецких и австрийских живописцев XVII — начала XIX века из запасников музея. Это небольшая зарисовка к тому, что будет находиться в Галерее искусства старых мастеров, которая расположится в 2019 году в здании особняка Вяземских — Долгоруковых, входящего в комплекс будущего Музейного городка на Волхонке.
Выставку назвали «Новая жизнь старых мастеров», предвкушая не только будущее галереи, но и желая заинтриговать зрителя. Коллекция, большая часть которой хранится в фондах, — это национализированные после революции картины, переданные в дар или перемещенные после Великой Отечественной войны в результате победы над фашистской Германией. Нельзя сказать, что их никогда прежде не вынимали на свет божий. Безусловно, в разное время эти работы можно было видеть на тематических выставках. После реставрации особняка Вяземских — Долгоруких в Малом Знаменском переулке шедевры, которым ранее не нашлось места в залах музея, обретут постоянный дом.
Строго говоря, Главное здание Пушкинского, задуманное Иваном Цветаевым и архитектором Романом Клейном как учебный музей слепков для будущих искусствоведов и художников, изначально не предполагало никакой живописной экспозиции, кроме разве что итальянских ретабло и древнеегипетских памятников. Время вносило свои коррективы, и музейщики крутились как могли: одни произведения навсегда убирали в хранилища ради показа других, не менее достойных. Последняя крупная реэкспозиция западноевропейского искусства произошла несколько лет назад, когда живопись XIX–ХХ веков перевезли в отдельное здание.
Однако в высвободившемся пространстве разместили представителей итальянской, французской, голландской, фламандской и нидерландской школ, а «испанцам и немцам здесь опять-таки не хватило места, — посетовал заведующий Отделом искусства старых мастеров Вадим Садков. — Испанские картины традиционно и, я считаю, совершенно неправильно, пребывали в музее в качестве каких-то гостевых картин среди итальянского барокко. А немецкая живопись XVII–XVIII веков в экспозиции музея отсутствует вообще. Поэтому очень важно показать те разделы, которые сейчас в постоянной экспозиции не представлены». «Эта выставка — результат глубокого осмысления того материала, который имеется в музейном собрании», — резюмировал профессор Садков.
На открывшейся выставке можно увидеть одновременно пять полотен кисти Бартоломе Эстебана Мурильо — испанского живописца XVII столетия, который до середины XIX века считался чуть ли не единственным мастером, которого знала вся Европа. (Увлечение Веласкесом, оказывается, началось позже.) Так, его полотна «Святая Екатерина Александрийская» и «Иосиф с младенцем Христом» являют нам одного и того же художника в совершенно разных ипостасях. Святая, хоть и написана чуть прозаически, все же озарена божественным светом и представлена зрителю возвышенно-одухотворенной. «Иосиф с младенцем Христом» — это почти что семейный портрет, интимный и трогательный, если бы не свечение вокруг головы маленького Иисуса, объясняющее нам его божественную природу.
«Святой Онуфрий-Пустынник» Хусепе де Рибера, написан в лучших традициях последователей Караваджо, когда из глубокого темного фона яркий луч света выхватывает и буквально приковывает взгляд зрителя к фигуре святого отшельника. Совсем по-другому пишет свою небольшую по формату картину «Благословляющий младенец Христос» Франсиско де Сурбаран, воплощая перед нами светлый и теплый образ, в лучших традициях Рафаэля. Есть в испанской коллекции «Иоанн Креститель» Эль Греко и натюрморты Антонио Переды.
Немецкие и австрийские живописцы, представленные на выставке, испытывали в XVIII веке серьезное влияние фламандской школы. О чем свидетельствуют сюжетные композиции, виртуозно исполненные, с тщательнейшим образом выписанными деталями пейзажа, костюмами персонажей и элементами натюрморта, заставляя разглядывать картины, отыскивая все новые и новые подробности. Таковы «Рынок на берегу реки» Иогана Хартмана «Галантное общество в парке» Штефана Кесслера и «Пейзаж со стадом» Якоба Хаккерта. Среди этих мужских имен в экспозиции есть и женское имя — Ангелики Кауфман — яркой представительницы немецкого неоклассицизма. Одаренная художница была не менее талантлива в музыке. Ее «Автопортрет с музами» исполнен в лучших традициях итальянской живописи. Ангелика изобразила себя между двух Аллегорий — музыки и живописи. О том, какой из двух муз она отдала предпочтение, догадаться нетрудно. Небольшие жанровые сценки «Обманутый муж» Георга Крауса и «Мыльные пузыри» Христиана Эрнста (обе написаны во второй половине XVIII века) — предвестники немецкого бидермейера, который возникнет в начале XIX столетия в эпоху романтизма.
Кураторы выставки показали лишь малую толику того, чем владеет музей. Сейчас в постоянной экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина находится 457 картин старых мастеров, а в новом здании их будет в два раза больше — 926. Появится возможность разместить крупноформатные полотна и показать ведущих мастеров не точечно, а в окружении современников других школ, что позволит изменить общее восприятие коллекции. О том, как это будет представлено в будущей Галерее, можно увидеть на электронных информационных экранах, которые также рассказывают историю особняка Вяземских — Долгоруких, в котором уже ведутся реставрационные работы.
Ссылки по теме
Как и прочие здания будущего Музейного городка, особняк в Малом Знаменском переулке является объектом культурного наследия. Поэтому главной задачей станет не только его приспособление под музейную экспозицию, но восстановление и сохранение исторического облика усадьбы. Как рассказала Татьяна Беляева, куратор реставрации и реконструкции, в результате работ на объекте историков и музейщиков ожидал сюрприз: «Под толстым слоем штукатурки оказалось большое количество фрагментов фасада XVII века. Это действительно большое событие. Потому что жилым зданиям не везло, их часто переделывали. В данном случае его совершенно беспощадно переделали в конце XVIII века, перед приездом Екатерины II. Но на западном фасаде сохранились барочные наличники, которые очень похожи на детали Красных палат, что находятся здесь неподалеку в доме Юшкова. Поэтому можно достаточно убедительно идентифицировать постройку и даже предположить, что строили те же мастера. Теперь мы сможем видеть строительную историю здания, каким оно было в начале, в середине и в конце».
Усадьба С.А. Голицына — А.И. Вяземского — И.Г. Покровского — Н.В. и П.Д. Долгоруковых была построена в XVIII веке неизвестным архитектором. В этом доме родился и жил Петр Андреевич Вяземский, друг Александра Сергеевича Пушкина, и историк Николай Михайлович Карамзин, который женился на сестре Петра Андреевича Вяземского. В этом доме бывали поэты Константин Батюшков и Василий Жуковский. В 70-е годы XIX века особняк перешел супругам Дмитрию Николаевичу и Наталье Владимировне Долгоруким, а 1896–1898 годах здесь снимал квартиру художник Валентин Серов. После революции здание было национализировано. В разное время в нем размещались Управление личного состава флота, Институт марксизма-ленинизма, Музей К. Маркса и Ф. Энгельса. С 1993 по 1999 год особняк принадлежал Российскому дворянскому собранию, а в 2002 году перешел во владение ГМИИ им. А.С. Пушкина.
По планам реконструкции Музейного городка в этом здании будет не только постоянная экспозиция европейской живописи XIII — начала XIX века, отдел хранения и реставрационные мастерские, но и дополнительные выставочные залы, образовательный центр, кафе и магазин. Обещали даже восстановить парк, который был здесь когда-то, о чем сохранились письменные свидетельства дочери Валентина Серова, вспоминавшей, что «при доме был огромный двор и большой чудесный сад». Ждать осталось недолго — через четыре года здесь будет и музей, и сад.