«Золотая маска» в кино»
«Золотая маска» — главная театральная профессиональная премия в стране и важнейший российский театральный фестиваль.
Событие, которого каждый год с нетерпением ждут и профессионалы и просто любители театра. Лучшие спектакли, отобранные ведущими экспертами, привозят в Москву со всех концов России, подарив зрителям уникальный шанс увидеть самые яркие постановки минувшего театрального сезона. На пару весенних месяцев в столицу съезжаются театральные деятели: профессионалы вместе со зрителями смотрят спектакли, проводят дискуссии, встречи, круглые столы, а статусное жюри отбирает победителей, которых потом торжественно награждают. Церемония вручения Российской национальной театральной премии «Золотая маска» состоится 18 апреля на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Но на этом фестиваль не заканчивается. Начиная с 2000 года, постановки, номинированные на премию и ставшие ее лауреатами, возят по стране, показывая лучшие спектакли «Золотой маски» в городах России.
В этом году для конкурсной афиши эксперты отобрали 56 спектаклей из 10 городов России, оценивать которые по традиции будут два жюри по номинациям: драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол. Судейскую коллегию по драматическому театру возглавил известный театровед Анатолий Смелянский, председателем жюри по музыкальному театру стал режиссер из Риги Андрейс Жагарс.
Конкурс. Опера и балет
Основные спектакли номинантов фестиваля пройдут в марте — апреле, но ряд оперных постановок уже показали. Де-факто «Золотая маска 2015» началась в декабре показом на Новой сцене Большого театра спектакля Пермского театра оперы и балета «Королева индейцев» на музыку Генри Перселла в постановке американского режиссера Питера Селларса, дирижировал Теодор Курентзис. Спектакль номинирован по семи позициям. 15 февраля показали постановку Большого театра «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных. Веселая драма» Вольфганга Амадея Моцарта — изящную работу режиссера Флориса Виссера и дирижера Стефано Монтанари. В феврале москвичи увидели также спектакль Астраханского театра оперы и балета «Евгений Онегин» Чайковского в классической постановке режиссера Константина Балакина, музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Воронин, и авангардную оперу Дмитрия Курляндского «Носферату» в постановке знаменитого греческого режиссера Теодороса Терзопулоса, которую привез Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского.
В марте — апреле спектакли номинантов на «Маску» пойдут практически нон-стоп. В начале марта зрителей ждет «Аида» Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко с великолепной работой дирижера Феликса Коробова и проект Новой оперы — опера DIDO режиссера Натальи Анастасьевой-Лайнер, объединившей оперу XVII века Генри Перселла «Дидона и Эней» со вступлением американского классика Майкла Наймана.
Любители Вагнера наверняка оценят «Летучего голландца» Театра оперы и балета из Екатеринбурга (режиссер — Пол Каррен, дирижер — Михаэль Гюттлер).
«Царскую невесту» Римского-Корсакова привезет из Петербурга известный режиссер, руководитель БДТ им. Г. Товстоногова Андрей Могучий, дебютировавший в Михайловском театре с оперной постановкой.
В целом, по мнению председателя экспертного совета по музыкальному театру Юлии Бедоровой, оперные постановки сезона 2013/2014 отличаются изрядным консерватизмом. «Это своеобразный тренд, в опере наметился отход от экспериментов, на передний план вышла традиционная опера, красивые костюмы, спокойная неавангардная режиссура», — пояснила Бедорова.
В номинации «Балет» покажут громкие постановки Большого театра: «Дама с камелиями» Джона Ноймайера и мировую премьеру балета «Укрощение строптивой» по Шекспиру (хореограф — Жан-Кристоф Майо, музыкальный руководитель постановки — Игорь Дронов).
Мариинский балет, чьи спектакли пройдут в Москве в апреле, представлен авангардной «Инфрой» Уэйна Макгрегора и традиционными одноактными балетами голландца Ханса ван Манена. В списке номинантов одноактный балет Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко «Восковые крылья» в постановке мировой знаменитости чеха Иржи Килиана. Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского покажет конструктивистскую «Симфонию в трех движениях» на музыку Стравинского с хореографией Баланчина.
Театр оперы и балета из Екатеринбурга привезет балет «Цветоделика», хореография — Вячеслава Самодурова, дирижер — Павел Клиничев.
В разделе «Современный танец» заявлены «Белая тьма» Начо Дуато (Михайловский театр) «Экспонат/Пробуждение» Анны Абалихиной (Александринский театр), In time 2 Пала Френака екатеринбургского «Танцтеатра», а также «Глазами клоуна» Алексея Расторгуева (пермский «Балет Евгения Панфилова»).
По количеству номинированных персон в опере и балете впервые за долгие годы лидирует Большой, следом за ним — Пермский театр оперы и балета.
Конкурс. Драма
Особый интерес, как всегда, вызывает конкурсная программа драмы, где отобраны десять спектаклей в номинации «Большая форма» и десять — в номинации «Малая форма».
Среди постановок московских театров на «Маску» номинированы два спектакля Константина Богомолова — скандальные «Карамазовы» МХТ им. Чехова и более спокойный «Гаргантюа и Пантагрюэль», поставленный им в Театре Наций. Другой спектакль Театра Наций — «Гамлет | Коллаж», который канадский режиссер Робер Лепаж создал для Евгения Миронова, — также номинирован на премию. Еще один спектакль по Шекспиру — «Мера за меру» англичанина Деклана Доннеллана с актерами Театра им. Пушкина — также выдвинули на премию. В конкурс также отобрали лирический спектакль «С любимыми не расставайтесь» Генриетты Яновской (МТЮЗ), «(М)ученик» по пьесе Мариуса фон Майенбурга режиссера Кирилла Серебренникова («Гоголь-центр»), «Записки покойника» Сергея Женовача (Театр «Студия театрального искусства») и другие.
Из Петербурга приедет пронзительный «Вишневый сад» Льва Додина (Малый драматический театр — Театр Европы) с Данилой Козловским, Ксенией Раппопорт и Елизаветой Боярской, который московский зритель уже видел. В рамках конкурсной программы будут еще несколько спектаклей питерских театров: режиссер Юрий Бутусов привезет спектакль «Три сестры» (Театр им. Ленсовета), Андрей Жолдак — «Мадам Бовари» (Русская антреприза им. Андрея Миронова), а Андрей Могучий — постановку «Алиса» (БДТ им. Товстоногова) с Алисой Фрейндлих. Из Перми приедет спектакль «Согласный/Несогласный», который немецкий режиссер Андреас Мерц-Райков поставил в театре «Сцена-Молот» по дилогии Бертольда Брехта.
Из Новосибирска привезут спектакли Kill по мотивам пьесы Фридриха Шиллера «Коварство и любовь» режиссера Тимофея Кулябина (театр «Красный факел») и «Крейцерову сонату» Алексея Крикливого (театр «Глобус»). Также будут показаны спектакли из Якутска, Воронежа, Кургана, Новокузнецка.
В драматическом театре, по мнению председателя экспертного совета по драматическому театру Глеба Ситковского, ситуация принципиально иная, чем в опере.
«В драме сейчас происходит большой подъем благодаря поколению режиссеров, которое массово выступило в последние два-три года. Они сильно интегрированы в европейские театральные процессы, не боятся экспериментов, и это, в свою очередь, приводит к исчезновению исторической обособленности российского и европейского театра. Тренд этого сезона, с одной стороны, интерес к Европе, а с другой — сильный интерес к отечественной истории», — пояснил Ситковский.
Церемония вручения Российской национальной театральной премии «Золотая маска» состоится 18 апреля на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Уже известно, что почетными специальными премиями «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» на торжественной церемонии 18 апреля будут награждены балерина Майя Плисецкая, актер Армен Джигарханян, художественный руководитель Московского театра имени Моссовета Павел Хомский и немецкий режиссер Петер Штайн, очень много сделавший для российского театра; из Петербурга «Золотой маски» будут удостоены актриса Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Зоя Виноградова, художественный руководитель Санкт-Петербургского музыкально-драматического театра «Буфф» Исаак Штокбант. «Золотую маску» получат также актриса Магаданского музыкального театра Ольга Федлецкая, народный артист СССР Валерий Яковлев (Чебоксары), доктор искусствоведения Валентина Найдакова из Бурятии.
Специальная премия «За поддержку театрального искусства России» будет вручена губернатору Воронежской области Алексею Гордееву.
Внеконкурсная программа фестиваля разнообразна и насыщена не меньше основной.
Так, «Маска Плюс» покажет неординарные постановки из самых отдаленных российских городов. 11 спектаклей (среди которых участники российских театральных фестивалей и этнические спектакли, а также постановки молодых режиссеров) привезут из городов России, два спектакля приедут из-за границы.
В программе «Контекст. Актуальные зарубежные спектакли» заявлены постановки, демонстрирующие важные тенденции современного мирового театрального контекста, а программа «Золотая маска» в городе» выведет артистов из театра — на улицу, в кафе, торговый центр или офисное здание. Второй год подряд в программе «Детский weekend» покажут дюжину спектаклей для детей и подростков.
«Золотая маска» в кино
В этом году впервые пройдут прямые трансляции и показы спектаклей-номинантов Национальной театральной премии «Золотая маска» в кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Программу «Золотая маска» в кино» организаторы фестиваля запускают совместно с арт-объединением Cool Сonnections при поддержке Министерства культуры РФ.
В кинотеатрах страны покажут четыре спектакля: «Мера за меру» Театра им. А.С. Пушкина, «Царская невеста» Михайловского театра, «Вечер балетов Иржи Килиана» Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и «Цветоделика» Екатеринбургского театра оперы и балета.
В день фестивального показа каждого спектакля через спутник будет идти прямая трансляция в города Центральной России и Уральского региона. А через несколько недель показы пройдут в городах с другими часовыми поясами. В каждом кинотеатре, участвующем в проекте, зрители смогут увидеть спектакль лишь один раз. Списки кинотеатров, в которых пройдут трансляции, станут известны в начале марта. Вести трансляции спектаклей будут известные артисты драмы и балета. Перед началом показа они проведут кинозрителей по театральному закулисью, расскажут о театре и постановке, зададут несколько вопросов ее создателям и участникам. Зрители смогут ближе познакомиться с актерами Александрой Урсуляк, Андреем Кузичевым, режиссером Декланом Доннелланом, хореографом Арлетт ван Бовен и другими.
Топ-10 спектаклей фестиваля «Золотая маска», выбор экспертов:
1. «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных», Вольфганг Амадей Моцарт
Большой театр, Москва
Музыкальный руководитель и дирижер — Стефано Монтанари, режиссер — Флорис Виссер
Музыкальный руководитель и дирижер — Стефано Монтанари, режиссер — Флорис Виссер
Номинация: опера, спектакль
Лучшая работа режиссера — Флорис Виссер
Лучшая работа дирижера — Стефано Монтанари
Лучшая работа художника — Гидеон Дэйви
Лучшая работа художника по костюму — Девеке ван Рей
Лучшая работа режиссера — Флорис Виссер
Лучшая работа дирижера — Стефано Монтанари
Лучшая работа художника — Гидеон Дэйви
Лучшая работа художника по костюму — Девеке ван Рей
Оперу Моцарта «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных», которую еще называют по первому слову итальянского названия — Cosi, поставили в Большом театре во второй раз, первая постановка была в 1978 году. Моцарт и его либреттист Лоренцо да Понте назвали свое детище не музыкальной комедией (commedia per musica), а веселой драмой (dramma giocoso). Постановщик нынешней версии в Большом Флорис Виссер сделал акцент на последнем слове — «драма». Хотя в опере никто никого не убивает, счастливого финала все же нет: молодым людям предлагается слишком уж сильное испытание — испытание верностью. Чтобы избавиться от нелепости ситуации, когда невесты не узнают своих переодетых в восточное платье женихов, режиссер переносит все действие в театр, создав, таким образом, театр в театре. Изящество барочного театра, которое создал сценограф Гидеон Дэйви, дополняют роскошные костюмы Девеке ван Рей и филигранная работа художника по свету Алекса Брока, создавая органичную и изысканную постановку.
Любопытно и то, что постановка, несмотря на сложность музыкальных партий оперы Моцарта, делалась для молодых артистов Большого.
Любопытно и то, что постановка, несмотря на сложность музыкальных партий оперы Моцарта, делалась для молодых артистов Большого.
2. «Евгений Онегин», Петр Ильич Чайковский
Театр оперы и балета, Астрахань
Музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Воронин, режиссер — Константин Балакин
Музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Воронин, режиссер — Константин Балакин
Номинация: опера, спектакль
Лучшая работа режиссера — Константин Балакин
Лучшая работа художника — Елена Вершинина
Лучшая работа художника по свету — Ирина Вторникова
Лучшая работа режиссера — Константин Балакин
Лучшая работа художника — Елена Вершинина
Лучшая работа художника по свету — Ирина Вторникова
Константин Балакин поставил академического, даже консервативного, но вовсе не скучного «Онегина». Классическая постановка иллюстрирует пушкинскую эпоху с ее дворянскими усадьбами и красивыми парками, контрастирующими с аристократическим холодным Петербургом. И Татьяна здесь пишет отточенным гусиным пером, как когда-то писал сам Александр Сергеевич.
Словом, в спектакле все из тех времен: дуэльные пистолеты, цилиндры, крылатки, бальные платья, никаких скачков во времени, все очень традиционно, но от этого не менее качественно. Особую роль в спектакле играет сценография художника Елены Вершининой, которая в оформлении использовала технологию письма на прозрачном пластике, усилив тем самым атмосферу пушкинского времени, привнеся дух и пушкинской пейзажной лирики.
3. «Аида», Джузеппе Верди
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Москва
Музыкальный руководитель и дирижер — Феликс Коробов
Режиссер — Петер Штайн
Музыкальный руководитель и дирижер — Феликс Коробов
Режиссер — Петер Штайн
Номинация: опера, спектакль
Лучшая работа режиссера — Петер Штайн
Лучшая работа дирижера — Феликс Коробов
Лучшая женская роль — Ксения Дудникова
Лучшая работа художника — Фердинанд Вегербауэр
Лучшая работа режиссера — Петер Штайн
Лучшая работа дирижера — Феликс Коробов
Лучшая женская роль — Ксения Дудникова
Лучшая работа художника — Фердинанд Вегербауэр
Опера Верди «Аида», первое представление которой состоялось в 1871 году в Каире, была написана по заказу властей Египта в связи с открытием Суэцкого канала. Это, без сомнения, одно из самых известных произведений композитора.
Знаменитый немецкий режиссер Петер Штайн, двадцать лет отдавший известному театру «Шаубюне» в Западном Берлине и ставивший оперные спектакли в Венской и Нидерландской опере, в Ла Скала и «Лисеу» в Барселоне, в оперных театрах Цюриха и Лиона, в рамках Зальцбургского фестиваля, предложил свой взгляд на «Аиду».
Режиссер не пытается перенести действие в современность, но и не выстраивает оперу в реалиях Древнего мира со скрупулезностью археолога, и, отказавшись от вердиевских слонов, Штайн переносит акцент на главное — любовный треугольник.
«Казалось бы, первая мысль, которая должна прийти в голову режиссера, берущегося за постановку «Аиды», — попробовать сделать все так, как написал Верди. Тем не менее именно этого никто почему-то не делает. Мы привыкли думать, что «Аида» — это масштабное зрелище с эффектными декорациями и костюмами, марширующими статистами, желательно даже со слонами на сцене. И все время forte, forte, forte! Но если мы откроем партитуру, то увидим совсем другую картину. Больше половины оперы — это piano и pianissimo. Мы с дирижером договорились о том, что будем соблюдать все авторские указания, чтобы «Аида» из пышного шоу вновь стала тем, чем она была задумана, — интимной психологической драмой. Перед нами классический любовный треугольник: две женщины любят одного мужчину. Все остальное — политика, война, религия, интриги — фон, на котором разворачивается действие», — поясняет Петер Штайн.
4. «Царская невеста», Николай Римский-Корсаков
Михайловский театр, Санкт-Петербург
Музыкальный руководитель и дирижер — Михаил Татарников, режиссер — Андрей Могучий
Музыкальный руководитель и дирижер — Михаил Татарников, режиссер — Андрей Могучий
Номинация: опера, спектакль
Лучшая работа режиссера — Андрей Могучий
Лучшая работа художника — Максим Исаев
Лучшая работа режиссера — Андрей Могучий
Лучшая работа художника — Максим Исаев
Оперу Римского-Корсакова «Царская невеста» поставили в Михайловском театре к 170-летию со дня рождения композитора, пригласив в качестве режиссера основателя «Формального театра» и худрука БДТ Андрея Могучего. Эта постановка стала дебютом в опере Могучего, хотя за его плечами был опыт постановки «Бориса Годунова» Мусоргского в рамках Пасхального фестиваля 2003 года, который игрался на Соборной площади Московского Кремля.
В «Царской невесте», в этой кровавой драме времен Ивана Грозного, режиссера, по его собственным словам, интересовали прежде всего взаимоотношения конкретных людей, а не исторические реалии или параллели с сегодняшним днем. «Показывать, как устроена жизнь в России, можно без конца, это бесперспективное занятие, вечна и непостижима только любовь. И именно это мне было интересно в «Царской невесте». Для меня это пьеса о торжестве тотальной, космической любви…» — говорит Андрей Могучий.
«Царскую невесту» Могучего в день показа можно будет увидеть не только на сцене Большого театра: опера вошла в новую фестивальную программу «Золотая маска» в кино».
5. «Летучий голландец», Рихард Вагнер
Театр оперы и балета, Екатеринбург
Дирижер — Михаэль Гюттлер, режиссер — Пол Каррен
Дирижер — Михаэль Гюттлер, режиссер — Пол Каррен
Номинация: опера, спектакль
Лучшая работа дирижера — Михаэль Гюттлер
Лучшая женская роль — Ирина Риндзунер
Лучшая мужская роль — Александр Краснов
Лучшая работа дирижера — Михаэль Гюттлер
Лучшая женская роль — Ирина Риндзунер
Лучшая мужская роль — Александр Краснов
«Летучего голландца» Рихарда Вагнера поставили в прошлом сезоне в Екатеринбургском оперном театре, приурочив к 200-летию композитора, которое торжественно отмечалось во всем мире. За первую в истории театра постановку «Летучего голландца» взялась интернациональная команда: немецкий дирижер Михаэль Гюттлер, британский режиссер Пол Каррен, которым вместе удалось передать мятущийся романтизм Вагнера.
Номинирован за постановку в качестве музыкального руководителя один Михаэль Гюттлер. С 2002 года он постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра, много лет помогал Валерию Гергиеву в его вагнеровских постановках. Гюттлер принимал участие в подготовке тетралогии «Кольцо Нибелунга», дирижировал операми «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», «Летучий голландец», «Парсифаль». Режиссер Пол Каррен перенес действие в неопределенный европейский приморский ландшафт середины прошлого века, а сценограф Гэри Макканн создал очень эффектную металлическую конструкцию-трансформер.
Номинирован за постановку в качестве музыкального руководителя один Михаэль Гюттлер. С 2002 года он постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра, много лет помогал Валерию Гергиеву в его вагнеровских постановках. Гюттлер принимал участие в подготовке тетралогии «Кольцо Нибелунга», дирижировал операми «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», «Летучий голландец», «Парсифаль». Режиссер Пол Каррен перенес действие в неопределенный европейский приморский ландшафт середины прошлого века, а сценограф Гэри Макканн создал очень эффектную металлическую конструкцию-трансформер.
6. Kill, по мотивам пьесы Фридриха Шиллера «Коварство и любовь»
Театр «Красный факел», Новосибирск
Номинация: драматический театр, спектакль большой формы
Лучшая работа режиссера — Тимофей Кулябин
Лучшая женская роль — Дарья Емельянова
Лучшая работа художника — Олег Головко
Лучшая работа художника по свету — Денис Солнцев
Лучшая работа режиссера — Тимофей Кулябин
Лучшая женская роль — Дарья Емельянова
Лучшая работа художника — Олег Головко
Лучшая работа художника по свету — Денис Солнцев
Автор сценической версии пьесы и режиссер Тимофей Кулябин уже номинировался на «Золотую маску», а в прошлом году даже получил специальный приз жюри за спектакль «Онегин». Кулябин давно известен публике смелыми и спорными постановками, в том числе и переносом классики в современные реалии. На сцене Новосибирского театра оперы и балета он перенес действие оперы Вагнера «Тангейзер» в современный мир кино и телевидения, а Евгения Онегина в спектакле «Онегин» сделал блогером.
Неудивительно, что и в Kill, поставленном на сцене «Красного факела», режиссер предложил современную трактовку трагедии Фридриха Шиллера о влюбленных под музыку Мэрилина Мэнсона. Режиссер сократил не только название драмы Шиллера, но и саму пьесу. В спектакле нет романтических страстей Шиллера, хотя весь спектакль из глубины сцены с огромного экрана на зрителя смотрят глаза Спасителя, с терновым венцом на голове, из-под которого сочится кровь (оформление сцены Олега Головко), но герои подчеркнуто бесстрастны, хотя речь на сцене идет не столько об убийстве Луизы, сколько об убийстве самой любви.
7. «Вишневый сад», Антон Чехов
Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург
Сценическая композиция и постановка — Лев Додин
Сценическая композиция и постановка — Лев Додин
Номинация: драматический театр, спектакль большой формы
Лучшая работа режиссера — Лев Додин
Лучшая женская роль — Елизавета Боярская
Лучшая женская роль — Ксения Раппопорт
Лучшая мужская роль — Данила Козловский
Лучшая работа художника — Александр Боровский
Лучшая работа художника по свету — Дамир Исмагилов
Лучшая работа режиссера — Лев Додин
Лучшая женская роль — Елизавета Боярская
Лучшая женская роль — Ксения Раппопорт
Лучшая мужская роль — Данила Козловский
Лучшая работа художника — Александр Боровский
Лучшая работа художника по свету — Дамир Исмагилов
Новый «Вишневый сад» в Малом драматическом театре (Додин уже обращался раньше к этой пьесе Чехова) — спектакль не просто о трагедии смены исторических эпох и людях, которые не могут найти в новом мире свое место. Это трагедия гибели цивилизации, забвения культуры, которая в конечном счете ведет к презрению гуманизма и гибели человечества. Недаром в финале сцену, как гроб, заколотят досками, и на кадрах кинопленки пройдут в белом исподнем участники спектакля, как на расстрел.
«Последняя пьеса Чехова — самая исторически достоверная, практически историческая хроника и в то же время самое пророческое его провидение и предсказание. Трудно себе представить, каким даром исторического самосознания надо обладать, чтобы за четырнадцать лет так точно ощутить то, что случится с Россией и с миром. Всего лишь через четырнадцать лет — и еще только через четырнадцать лет. Может быть, не только то, что случится, но и то, что, по сути, продолжает происходить с Россией и с миром по сей день», — уверен Додин.
Лев Додин верен своему театру, в котором он уже скоро 40 лет. В 1975 году постановкой спектакля «Разбойник» по пьесе К. Чапека началось сотрудничество Льва Додина с Малым драматическим театром, в 1983 году он стал его худруком, а в 2002-м и директором.
В 1992 году Лев Додин и руководимый им театр были приглашены в состав Союза театров Европы, а в сентябре 1998 года Малый драматический получил статус «Театр Европы» — третьим после театра «Одеон» в Париже и театра «Пикколо» Джорджо Стрелера.
8. «День города», монологи воронежцев
Камерный театр, Воронеж
Режиссер — Михаил Бычков
Режиссер — Михаил Бычков
Номинация: драматический театр, спектакль малой формы
Лучшая работа режиссера — Михаил Бычков
Лучшая работа режиссера — Михаил Бычков
Спектаклем «День города», монологи воронежцев, основатель воронежского Камерного театра Михаил Бычков удивил многих.
Казалось бы, что Бычков, за плечами которого несколько десятков постановок в разных театрах страны, создатель и директор Международного Платоновского фестиваля, уже выработал свой собственный узнаваемый стиль без излишних экспериментов. И тут режиссер создает спектакль-verbatim, постановку, основанную на документальных записях разговоров реальных людей. Каждый из звучащих монологов своеобразен и самостоятелен, при этом 13 рассказанных историй прекрасно сливаются в одно общее повествование о Воронеже, но и в нем угадываются все города российской провинции. При этом режиссеру и актерам каким-то чудом удалось обойтись без драматурга.
9. «Гамлет | Коллаж» по пьесе Уильяма Шекспира
Театр Наций, Москва
Режиссер — Робер Лепаж, художник-сценограф — Карл Фийон
Режиссер — Робер Лепаж, художник-сценограф — Карл Фийон
Номинация: драматический театр, спектакль большой формы
Лучшая работа режиссера — Робер Лепаж
Лучшая мужская роль — Евгений Миронов
Лучшая работа художника — Карл Фильон
Лучшая работа художника по костюму — Франсуа Сен-Обен
Лучшая работа режиссера — Робер Лепаж
Лучшая мужская роль — Евгений Миронов
Лучшая работа художника — Карл Фильон
Лучшая работа художника по костюму — Франсуа Сен-Обен
Знаменитый канадский актер, режиссер, драматург, основатель компании Ex Machina, бесстрашный экспериментатор и талантливый продюсер Робер Лепаж поставил свой спектакль по пьесе Уильяма Шекспира для одного актера — Евгения Миронова.
«Этот коллаж появился на свет в результате моих долгих размышлений и бесед с охваченным энтузиазмом русским актером. Мы мечтали узнать друг у друга нечто новое о современной актерской игре, о новых способах рассказать историю, о Шекспире. И я должен признаться, что на протяжении всего процесса постановки был восхищен работой моего главного партнера, и не могу не склонить свою голову в знак уважения перед проявлением такой смелости, актерской щедрости и истинного таланта», — пояснил Робер Лепаж.
Его Гамлет-актер сходит с ума, пытаясь разобрать и собрать свою историю, свои отношения со смертью и с игрой. Все действие сосредоточено в огромном, словно зависшем над сценой кубе (творение художника Карла Фийона), который волей режиссера и мастерством техников для каждой сцены трансформируется в совершенно новое место действия, завораживая зрителя.
10. «Золушка», Жоэль Помра
Театр «Практика», Москва
Режиссер — Марфа Горвиц
Режиссер — Марфа Горвиц
Номинация: драматический театр, спектакль малой формы
Лучшая работа режиссера — Марфа Горвиц
Лучшая женская роль — Надежда Лумпова
Лучшая работа художника по костюму — Евгения Панфилова
Лучшая работа режиссера — Марфа Горвиц
Лучшая женская роль — Надежда Лумпова
Лучшая работа художника по костюму — Евгения Панфилова
«Пьеса Жоэля Помра «Золушка» — это жесткая бескомпромиссная попытка переосмыслить сказочный миф сегодня. Помра как бы оставляет все исходные события, а потом как психолог разматывает все сюжетные узлы, оправдывая поведение каждого персонажа. Это делает пьесу невероятно живой и похожей на новую драму. Для меня этот спектакль — первая честная попытка разговора о таких важных вещах, как смерть, предательство и любовь», — призналась режиссер Марфа Горвиц, которую критики и эксперты называют в ряду нового поколения режиссеров, изменивших российский театр.
Хрестоматийную «Золушку» драматург Помра переделал с точки зрения психоанализа, его Зола — подросток, и нет никакой хрустальной туфельки, как нет романтики, как нет у нее и мамы, как ни больно это признавать. Марфа Горвиц создала спектакль про подростков, где Зола и Принц прячутся в прошлом, от которого зависят, и страшно далеки от настоящего. И хеппи-энда не будет.
Смотрите также