«Вызываем огонь на себя»
Картина режиссера Сергея Колосова, приуроченная к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне, получила несколько союзных премий и признание публики, а через четыре года после премьеры была показана в кинотеатрах.
Режиссеру удалось снять «неканоническое» кино, где главным героем оказался не бравый советский солдат, а двадцатитрехлетняя Аня Морозова, которая руководила группой диверсантов. Людмила Касаткина, сыгравшая Аню, рассказывала, что поначалу испугалась этой роли. Актриса тщательно собирала информацию о своей героине: общалась с людьми, которые могли ее помнить, но, к сожалению, сведений оказалось крайне мало, поэтому характер партизанки Людмиле Ивановне пришлось додумывать.
Я все время хотела выяснить, какой у нее был характер, кого она любила, ведь не может быть в ее возрасте, чтобы она никого не любила. И этого никто не знал, никто. Поэтому я придумала себе, что ей был очень дорог Ян Маньковский, (…) мне казалось, что такой парень не мог не нравиться девочке, он обаятелен, умен и красив, совершал поступки, которые нужны были, когда они были вовлечены в эту организацию
Людмила Касаткина в интервью «Эху Москвы»
События фильма «Вызываем огонь на себя» основаны на истории одной из партизанских групп. Члены этой группы собирали сведения о противнике и за несколько лет организовали целую серию диверсий. Но Сергей Колосов сосредоточился на одной из главных операций отряда: взрыве сещенского аэродрома.
Историю настоящей Ани Морозовой вспоминает Владимир Трофимов, автор очерка «Забыть не имеем права»
На оккупированной территории Брянщины в районе села Сеща немцы создали мощную авиабазу. На ней одновременно базировалось около 230 самолетов, было сосредоточено большое количество складов с боеприпасами и горюче-смазочными материалами. На базе насчитывалось около четырех тысяч обслуживающего персонала. В основном это были поляки и чехи.
Немецкие самолеты причиняли много неприятностей войскам и командованию Западного фронта. Долгое время обнаружить место расположения базы не удавалось, несмотря на все усилия фронтовой разведки. Немцы умело маскировали действующие аэродромы, создавали ложные аэродромы, выставляя на них неисправные и непригодные самолеты и макеты самолетов, по которым советские бомбардировщики беспрерывно наносили бомбовые удары.
Наконец при разведотделе 1-й Воздушной армии было подготовлено несколько девушек-разведчиц, которым, после заброски во вражеский тыл, предстояло обнаружить немецкую базу и передать данные в штаб армии.
Начались разведывательные операции.
Несколько разведчиц немцами были обезврежены, но Аня Морозова была сброшена с парашютом удачно: она была родом из этих мест, и ей не представляло труда выдать себя за местную жительницу. В скором времени она уже возглавляла целую группу сочувствующих советской армии лиц, среди которых были поляки, чехи и даже немец-антифашист. Были собраны и переданы советскому командованию подробные схемы расположения стоянок самолетов, складов с боеприпасами и ГСМ.
Дальнейшее, как говорится, было делом техники.
Около сотни пикирующих бомбардировщиков Пе-2 вылетели на бомбежку. Немцы были уверены, что русские самолеты идут на новые ложные аэродромы, которые они только что соорудили, и поэтому их зенитные батареи не открывали огня. А когда поняли, что обнаружены, было слишком поздно.
В считанные минуты немецкие самолеты были уничтожены, взлетные полосы оказались повреждены и непригодны для эксплуатации, взлетели на воздух склады с боеприпасами, горели склады ГСМ. Это был полный разгром.
Но русские на этом не успокоились. Будто в отместку за то, что их так долго водили за нос, они прилетели еще раз, и все, что еще оставалось на базе, сравняли с землей.
За свой подвиг Аня Морозова была награждена орденом Боевого Красного Знамени.
После ликвидации Сещинской авиабазы фашистов Аня Морозова была направлена радисткой в разведгруппу в Восточной Пруссии, затем в Польшу, где в декабре 1944 года погибла. Похоронена в селе Гродзанув Варшавского воеводства.
В 1965 году после показа телефильма «Вызываем огонь на себя» А.А. Морозовой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В Сеще установлен ее бюст.
Отрывок из очерка Владимира Трофимова «Забыть не имеем права» Опубликовано в журнале: «Сибирские огни» 2007
Благодарим за предоставленный материал литературный интернет-проект «Журнальный зал».
Смотрите также