Служу России!
85 лет на боевом посту под знаменем искусства отмечает Театр Российской армии.
Знамя искусства не метафора, у театра действительно есть свой флаг, который выносят на сцену во время официальных мероприятий и торжественных собраний. Зрители и артисты встречают почетный караул стоя, под звуки марша.
Созданный в 1929 году творческий коллектив сразу был отправлен в действующую армию, на Дальний Восток с политическим обозрением — спектаклем «К.В.Ж.Д.». Китайско-Восточная железная дорога, построенная Российской империей на территории Маньчжурии, была предметом притязаний нескольких стран — произошел вооруженный конфликт.
Выступали на временных подмостках, сколоченных возле железнодорожного полотна, солдаты стояли тесным кольцом вплотную к сцене, смотрели представление, сидя на крышах вагонов. В Москве спектакль показали 6 февраля 1930 года, эту дату и стали считать днем рождения театра.
Десять лет армейская труппа жила по гарнизонам, все время на гастролях. Театр Красной армии встречали в воинских частях от Ленинграда до Владивостока. 38 премьер показали за это время. Театр такого типа создавался впервые в мире. Как рассказывал в 50-х годах прошлого века основатель ЦАТРА народный артист Советского Союза Алексей Попов: «У нас не было опыта, на который можно было бы опереться. Мы должны были найти пути сценического воплощения людей особого склада. И для этих целей создавался творческий коллектив, изучающий армию не поверхностно, а изнутри». Надо было понять психологию солдата и командира, почувствовать внутреннюю суть, стержень воинов.
«Воюют-то не числом, а умением! Идти назад — стыд! Русские никогда не отступали!» — звучит со сцены в «Полководце Суворове», одном из первых спектаклей Театра Красной армии. «Здесь сегодня на краешке Крыма нас крестили штыком и огнем. Если выйдем отсюда живыми, значит, долгую жизнь проживем», — «Севастопольский марш» по рассказам Льва Толстого. «А если враг в слепой надежде Русь покорить придет к нам вновь, его погоним, как и прежде», — пели в постановке «Давным-давно» в эвакуации в Свердловске в 1942 году. После выхода на экраны фильма «Гусарская баллада» роль Шурочки Азаровой на сцене играла Лариса Голубкина. Народный артист России Николай Пастухов из театра ушел на фронт, прошел всю войну простым солдатом и вернулся с боевыми наградами. «Ты думаешь, кому-то сына на войну отправлять хочется? Надо!» — постановка «Вечно живые» Виктора Розова. И «стоит Победа на твоем пороге, сейчас она войдет к тебе, встречай!» в спектакле по стихам и песням военных лет «Ты помнишь?».
В репертуаре не только пронзительные военные, но и веселые мирные постановки. «Шарады Бродвея», «Укрощение строптивой», «Много шума из ничего», «Волки и овцы», для детей — «Доктор Айболит» и «Похищение принцессы фей». «Шинель» и «Гамлет», «На дне» и «Смерть Иоанна Грозного», «Дядя Ваня», «Чайка», «Ревизор» — в Театре Российской армии ставят классику, поют и танцуют на сцене. Строят грандиозные и удивительные декорации. Впервые в мире минувшей осенью представили спектакль в 3D — мюзикл Pola Negri. Актеры живут в виртуальном мире и даже взаимодействуют с ним. Никаких громоздких конструкций, только проектор, который посылает лучи света на огромный экран на сцене. Зрители смотрят представление в специальных очках.
Такое возможно только в Театре Российской армии. Уникальное здание, построенное с размахом в 1940 году, позволяет любой творческий эксперимент. Самая большая в Европе сценическая площадка с двумя вращающимися барабанами и особыми «столами», которые могут подниматься на высоту в два с половиной метра и опускаться на глубину до двух метров. Механизмы позволяют изменять гладкий пол, строить любой рельеф. С помощью этих столов сцена превращалась в гигантский амфитеатр для больших съездов: специальные щиты закрывали оркестровую яму, создавая единое пространство. Большой зал рассчитан на полторы тысячи мест, и все они одинаково удобны. Проектировали так, чтобы зритель из любого ряда все хорошо видел и слышал, подчеркивая равенство между классами в новом советском театре. Самые дальние кресла балкона отстоят от сцены всего на 28 метров. Строительством без преувеличения занималась вся страна: 40 заводов Советского Союза выполняли заказы.
Но не только технические новинки отличали театр. Внешний облик здания — пятиконечная красноармейская звезда — неповторим и монументален. Легенда гласит, маршал Клим Ворошилов на встрече с архитекторами обвел свою пепельницу в форме звезды и предложил так и строить.
Звезд в театре огромное количество: в росписи стен, витражах, на красном занавесе, даже колонны имеют сечение в виде пятиконечной звездочки. Прославленные мастера — звезды иного рода — составляют творческий коллектив. Людмила Чурсина, Александр Дик, Лариса Голубкина, Валерий Абрамов, Юрий Комиссаров, Ольга Богданова, Артем Каминский, Александр Петров, Алина Покровская, Леон Кукулян.
Здесь выходит на сцену народный артист СССР Владимир Зельдин, отмечающий в этом году столетний юбилей! «Учитель танцев», бессменный Дон Кихот, честь и совесть ЦАТРА: «Актеры не выигрывают войн, не делают революций, не строят города. Мы не знаем, как победить нищету, голод и холод. Но каждый вечер вы приходите к нам и ждете наших слов. И этому помешать не могут ни войны, ни революции, ни голод и холод. Почему вы приходите к нам? Повеселиться? Развлечься? Но зачем вам наши слезы — мало своих? Или дело в том, что иногда мы плачем вместо вас? Театр — это вы! А без воздуха птицы не летают!»
Как здесь говорят, «Театр армии на марше» уже 85 лет, троекратное ура театру!
Как здесь говорят, «Театр армии на марше» уже 85 лет, троекратное ура театру!
Благодарим за предоставленные фотографии Центральный академический театр Российской армии.
Смотрите также