«Интермузей»: главное о фестивале
С 23 по 26 мая в Москве после четырехлетнего перерыва состоялся Международный фестиваль «Интермузей». Фестиваль прошел на семи официальных площадках и объединил более 250 экспертов ведущих культурных институций страны. Рассказываем о главных событиях фестиваля и о том, как меняются российские музеи.
Награды фестиваля
В рамках «Интермузея» вручили первую Национальную премию в области музейного дела им. Д.С. Лихачева. Эта профессиональная награда объединяет все аспекты музейного дела: исследование, сохранение, интерпретацию и представление материального и нематериального наследия.
Награды получили представители разных музейных профессий: реставратор музея-заповедника «Московский Кремль» Татьяна Ващенко, музейный смотритель Третьяковской галереи Вера Здоренко, советник генерального директора по вопросам учета и хранения музея-заповедника «Петергоф» Тамара Носович как лучший хранитель, директор музея-заповедника «Гатчина» Василий Панкратов, старший научный сотрудник отдела археологических памятников Государственного исторического музея Денис Журавлев, заведующая отделом экскурсионной и научно-просветительской работы филиала «Шереметевский дворец» Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства Екатерина Яковлева.
Награду «Музей года» присудили Государственному объединенному музею-заповеднику истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева.
В последние годы Музей Арсеньева превратился и на экспозиционном, и на организационном уровнях в одну из смыслообразующих институций дальневосточного региона. Создание Ассоциации музеев Дальнего Востока и Сибири, проведение Бурятской и Камчатской музейных ассамблей, Амурской музейной стратегической сессии способствовали как выработке новых подходов к музейной деятельности огромного региона, так и сплочению музейного сообщества. Значение награды трудно переоценить: она свидетельствует и о верности избранного пути, и о верном алгоритме стоящих перед музеями России задач. Это тем более важно и по той причине, что самые знаковые, ключевые выставки последних лет осуществлялись во взаимодействии с ведущими федеральными музеями и десятками музеев от Урала до Камчатки.
Виктор Шалай, директор Музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
Среди музейных экспозиций лучшим стал проект «Сунгирь. Верхний палеолит в центре Русской равнины» Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Сейчас перед музеями — и перед нами в том числе — остро стоит проблема обновления экспозиций. При подготовке проекта «Сунгирь. Верхний палеолит в центре Русской равнины» мы, по сути, переоткрыли существовавшие когда-то выставки на ту же тему, переосмыслили нашу сунгирскую археологическую коллекцию, насчитывающую около 70 тысяч предметов, с тем чтобы создать принципиально новую, интересную современному посетителю экспозицию. Показ самых значимых артефактов, использование мультимедиа, оригинальных дизайнерских решений и, наконец, смелая концепция выставки, погружающая зрителя в атмосферу жизни древних людей и одновременно рассказывающая о самом памятнике и археологии, — все это сделало выставку настоящим явлением, что признали и наши коллеги из других музеев, поскольку при определении победителей учитывались их голоса. Для нас такая оценка очень важна, она говорит, что мы на правильном пути и нужно продолжать эту работу.
Олег Рыжков, заместитель генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника по научной работе
Обладателя специального приза «Служение делу» определил учредитель премии — Министерство культуры Российской Федерации. Ее лауреатом стал один из создателей Дома-музея Корнея Чуковского, заведующий отделом Музея истории российской литературы им. В.И. Даля Сергей Агапов.
«Музей — это люди» — тема Международного фестиваля «Интермузей» этого года. Оттого особенно символично и ценно, что Сергей Василевич Агапов стал лауреатом Национальной премии им. Д.С. Лихачева в почетной номинации «Служение делу». Сергей Васильевич Агапов — заведующий отделом «Дом-музей К.И. Чуковского» с 2004 года, сотрудник нашего музея почти три десятка лет. Работал в переделкинском мемориальном музее с 1978 года, задолго до обретения домом Чуковского официального статуса. Участвовал в народной стройке по восстановлению и укреплению дома — в начале 1980-х годов, стоял у истоков общественной борьбы в защиту опального музея. Сегодня Дом-музей Чуковского живет, процветает и развивается: в планах — создание на его базе музейного центра «Дом К.И. Чуковского в Переделкине» в составе ГМИРЛИ им. В.И. Даля. Убежден, что высокая справедливая оценка жюри конкурса придает сил для реализации задуманного.
Дмитрий Бак, директор ГМИРЛИ им. В.И. Даля
В категории «Национальное достояние» победу одержал Луганский краеведческий музей с новой экспозицией, созданной в партнерстве с Государственным историческим музеем, — она освещает прошлое и настоящее донского казачества. В номинации «Выставочный проект» наградили «Дом культуры СССР» Музейно-выставочного центра «РОСИЗО».
Выставка РОСИЗО «ДК СССР» — один из крупнейших музейных проектов 2023 года. Впервые на одной площадке было собрано более 700 экспонатов из 40 ведущих музеев, организаций, архивов и частных собраний, посвященных культуре советского периода. Объединение разных институций в работе над проектом «ДК СССР» позволило представить широкой аудитории развитие советской культуры и ее наследие наиболее полно и с самых разных сторон. Мы благодарны Министерству культуры РФ за то, что эта выставка в принципе стала возможной, и за всестороннюю помощь на всех этапах. Спасибо всем участникам проекта: ЦВЗ «Манеж», Государственной Третьяковской галерее, Государственному Русскому музею, Музейному объединению «Музей Москвы», ГБУК города Москвы «Москино», Государственному научно-исследовательскому музею архитектуры им. А.В. Щусева и другим. Огромное спасибо всей команде РОСИЗО, вложившей в выставку свой профессионализм! Конечно же, для нас победа в первой Национальной премии в области музейного дела им. Д.С. Лихачева — это в первую очередь признание наших коллег! И спасибо музейному профессиональному сообществу за столь высокую оценку нашей работы — она очень мотивирует и вдохновляет на создание новых проектов.
Ольга Галактионова, генеральный директор РОСИЗО
Победителем номинации «Издательский проект» стал проект «Расскажи мне о Перми. История города в коллекциях Пермского краеведческого музея», а приз за лучшую пиар-кампанию взял Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева за проект «Щусев. 150».
Пиар-кампания «Щусев. 150» объединила в себе все проекты о жизни и творчестве великого архитектора, которые реализовывал Музей архитектуры весь 2023 год. Мы старались рассказывать миру на простом языке — через выставки, книги, фильмы, статьи, специальные проекты — о творчестве архитектора и том, каким уникальным художником в широком смысле слова и человеком был Алексей Щусев. Нашей целью было сделать так, чтобы как можно больше людей узнали об этом гениальном человеке. Получить признание на первой Национальной премии в области музейного дела им. Д.С. Лихачева в номинации «Пиар-кампания музея» — значит для нас, что нам это удалось.
Елизавета Баранова, руководитель PR-направления Музея архитектуры им. А.В. Щусева
Новые музейные проекты
В деловую программу фестиваля вошли дискуссии, презентации лидеров музейной сферы, дебаты и публичные интервью, посвященные развитию и вызовам музеев, обмену опытом, взаимоотношениям музеев и широкой аудитории.
Участники дискуссии «Проектный опыт музея и масштабы развития. Как за инициативой увидеть будущее?» рассказали о проектах, которые создают условия для качественной трансформации в разных областях: от профессиональных стандартов музейной работы до развития территории.
Екатерина Проничева, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника, рассказала, что за несколько лет команде музея удалось уйти от сформировавшихся еще в 1960-х годах принципов работы, ориентированных на туристический поток Золотого кольца России. «Самая болезненная тема — это отсутствие интеграции музея в жизнь города, — сформулировала она основную проблему, с которой пришлось столкнуться сотрудникам. — В музее, как и в медицине, наверное, «не навреди» — это основное, что должно нами руководить. И мы пытаемся нащупать разные способы: не только создавать экспозиции, которые были бы актуальны и успешны у туристов из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, но и проявлять музей для соотечественников, живущих с нами в одних городах». Так, музей инициирует экологические субботники, а первый этаж музейного центра «Палаты» стал городским центром.
Эксперты обсудили, как музеи могут вовлекать не только профессиональное сообщество, но и широкую аудиторию в работу над проектами и как преодолеть негативное восприятие инициатив, которые выходят за привычные рамки. Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, отметила, что важно не только прислушиваться к мнению сообщества, но и провоцировать его на эксперименты. «Мы пытаемся вместе с коллегами искать какие-то нестандартные проекты и рисковать. Так появилось, например, пространство в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Никто не мог себе представить, что внутри художественного музея может оказаться что-то другое. Но если мы подумаем немного иначе: большая экспозиция, люди устают, хотят передохнуть — и тут им оказалось хорошо. И обратная связь из отрицательной перешла в положительную».
Наталья Никитина, директор АНО «Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский Посад», рассказала, что старт проекта спровоцировал настоящий скандал, однако планомерная работа превратила «Коломенский Посад» в яркий центр культурной жизни города.
Встреча «Музей в цифровую эпоху: новые возможности для создания музейных продуктов» познакомила музейных профессионалов и гостей фестиваля с опытом Музея Москвы, который приурочил к 210-летию Отечественной войны большой гибридный проект «1812». В него вошли выставки, подкасты, комикс, цифровые релизы и документальный фильм с участием реконструкторов, который сняли в музее-заповеднике «Бородино». Участники обсудили, для чего музеям создавать цифровые материалы о событиях из прошлого и почему любители-реконструкторы могут знать об эпохе не меньше, чем ученые.
«Проект «1812» был с самого начала экспериментальным. В первом сезоне мы решили, что нам нужен такой совмещенный формат, сделали выставку в Центре Гиляровского, которая стала студией для записи видеоподкастов. На выставке мы старались достичь эмоционального погружения, имитировали звуки, даже запахи огня. Мы пытались очень простым языком рассказать, как война сказалась на Москве. Что это актуально, я поняла в день открытия выставки на «Ночи искусств», когда зашел молодой человек, где-то 10-летний, и сказал: «О, 1812, это что, номер региона?» Стало понятно, что мы работаем не зря», — рассказала Анна Трапкова, генеральный директор Музейного объединения «Музей Москвы».
«Когда речь заходит о XIX веке, нам, музейщикам, бывает сложно: попадаются ляпы, неточности. Мы знаем историю. А молодые ребята знают инструменты, как ее подать. Для «1812» к нам обратились за научной консультацией — и наши ученые, немолодые уже люди, с интересом работали с молодой командой продакшена, потому что они отнеслись с вниманием к их экспертизе, попросили помощи, — отметил Игорь Корнеев, генеральный директора музея-заповедника «Бородино». — Потому что наша задача — не глубоко историческая, а чтобы это стало интересно. Наша цель — найти инструмент, который мотивирует изучать прошлое, узнавать больше».
Подход к культурному наследию
В круглом столе «Культурное наследие. Как музею актуализировать культурные традиции?» приняли участие сотрудники исторических и этнографических музеев от Салехарда до Архангельска. Эксперты делились методами работы с молодой аудиторией, обсуждали, как команды фондов придумывают новые форматы подачи информации и привлекают к работе местных жителей.
«Гости, которые приезжают в Каргополь, хотят познакомиться с наследием через жизнь местных жителей, местных сообществ. Мы поняли, что нам нужно менять подходы именно в работе с теми, кто приезжает к нам. В последние два года мы очень активно вовлекаем местных жителей в формирование музейных программ. Это люди, которые являются носителями культуры, традиций. Многие из них сохраняют традиции, быт и уклад и могут рассказать о них, — рассказала о новых направлениях работы Екатерина Забалдина, директор Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея. — Чтобы привлечь в музей новых посетителей, очень важно понимать, какие ценности сегодня у подростковой аудитории. Музей — о прошлом, о том, как было прекрасно, какое наследие у нас есть. Молодежь и их родители — о будущем. Какими мы будем людьми. Мы работаем над тем, как связать прошлое, гений места, и будущее».
Также эксперты рассказали о примерах практической работы музеев с переосмыслением культурного наследия. «Мы сформулировали с коллегами миссию — укреплять образ Бурятии как территории самопознания. Цель нашего музея — искать, сохранять и транслировать опыт благоразумного диалога людей различных мировоззрений и как можно более понятно показывать и объяснять сложное культурное наследие», — отметила Татьяна Бороноева, директор Национального музея Республики Бурятия.
А Виктория Самсонова, заместитель директора Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского, рассказала, как воссоздание старинных игр помогает знакомить посетителей музея с историей местных народов: «Проект «Древние игры» — интерактивная площадка, на которой посетители знакомятся с различными тактическими, азартными играми прошлого, в том числе играми, обнаруженными на ямальских археологических памятниках. Это уникальные артефакты материальной и духовной культуры, которые восстановили реконструкторы».
Инклюзия в музеях
Дискуссия «Искренняя инклюзия. Что помогает музею быть доступным для всех?» была посвящена вопросам открытости музейной среды. Участники обсудили, какой опыт и потребности гостей должны учитывать музейные команды.
Анна Макарчук, директор Центра толерантности (Еврейский музей и центр толерантности), рассказала, как в учреждении создавался тренинг для музейных сотрудников по работе с посетителями с особыми потребностями. «Человеческая инклюзия — это инклюзия человеческого касания. Это об опыте взаимодействия, происходящем в том числе между нашими волонтерами и людьми с инвалидностью, которые рассказывали из первых уст о том, что они хотят, о том, что им важно», — отметила она.
Альбина Хабарова, куратор инклюзивных программ Центра «Зотов», рассказала, что понимает инклюзию как расширение аудитории, возможность быть доступным для всех заинтересованных: «Я вижу для себя задачу вовлечь всех людей в то, каким плодовитым было направление конструктивизм, какое большое наследие и как оно повлияло на нашу современную жизнь. Мы рады видеть у себя всех — жителей ближайших домов, гостей города, мам с детьми, пожилых. Мы даем возможность пространства для диалога разных поколений, даем возможность для общения, совместного времяпрепровождения и повод для встречи».