27 января Симфонический оркестр Санкт-Петербурга выступит в Московской консерватории
27 января в Большом зале Московской консерватории пройдет бесплатный концерт в честь 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Симфонический оркестр Санкт-Петербурга исполнит Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Место за дирижерским пультом займет Михаил Леонтьев.
Анна Ахматова назвала Седьмую симфонию «знаменитой ленинградкой». Работу над симфонией Шостакович начал в августе 1941 года, и уже к концу сентября в блокадном Ленинграде были созданы первые три части. Работу над финалом произведения Шостакович завершил уже в эвакуации в Куйбышеве (сейчас Самара). Там же состоялась и премьера сочинения: 5 марта 1942 года в Куйбышевском театре оперы и балета Симфония №7 впервые прозвучала в исполнении музыкантов оркестра ГАБТа СССР под управлением дирижера Самуила Самосуда. Позже симфонию исполнил оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского в Новосибирске. 22 июня 1942 года Седьмую симфонию услышали в Лондоне в исполнении Лондонского симфонического оркестра под управлением Генри Вуда, а 19 июля в Нью-Йорке состоялась американская премьера.
Сам Дмитрий Шостакович мечтал, чтобы «Седьмая симфония в недалеком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моем городе, который вдохновил меня на ее создание». И 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии героическая музыка Шостаковича прозвучала пророческим утверждением победы над фашизмом. Ксения Матус, игравшая в блокадной премьере симфонии на английском рожке, так вспоминала тот концерт: «Произошло небывалое, не значащееся ни в истории войн, ни в истории искусства, — «дуэт» симфонического оркестра и артиллерийской симфонии. Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие — музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу!»