Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии
bzinfo@philharmonia.spb.ru • http://www.philharmonia.spb.ru/about/orchestra/asof/about/ • +8 (812) 312-98-72
Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, по выражению британской критики, «большой оркестр под управлением в высшей степени одухотворенного Александра Дмитриева», ведет свою историю с 1931 года. Два с лишним десятилетия деятельность коллектива, вначале — концертного ансамбля, а вскоре — Большого симфонического оркестра, была связана с Ленинградским радиокомитетом. Работая в живом эфире, музыканты исполняли разнообразный репертуар. Мобильности коллектива, которым руководили Х. Унгер, затем И. Альтерман, способствовало и сотрудничество со многими дирижерами — О. Фридом, Ф. Штидри, А. Гауком, В. Дранишниковым, Н. Головановым, Е. Мравинским, И. Мусиным, Б. Хайкиным, Э. Грикуровым, К. Элиасбергом, Н. Рабиновичем, К. Кондрашиным.
В годы войны оркестр Ленинградского радио был единственным симфоническим коллективом, который остался в блокадном городе. Несмотря на то, что в первую военную зиму оркестр фактически прекратил свое существование, ценой героических усилий в августе 1942 года он во главе с К. Элиасбергом дал ленинградскую премьеру Седьмой симфонии Шостаковича. Всего за время блокады коллектив выступил более 300 раз, часть концертов — в том числе премьера «Ленинградской» симфонии — состоялась в Большом зале филармонии.
Продолжая выходить на прославленную эстраду, оркестр в 1953 году получил статус филармонического. Им руководили Н. Рабинович, К. Элиасберг, А. Янсонс, под управлением последнего коллектив впервые предстал перед зарубежной публикой (Финляндия, 1965). В 1962–1963 годах свои сочинения исполнили с оркестром И. Стравинский и Б. Бриттен. За пультом коллектива выступали также С. Бодо, И. Маркевич, К. Мазур, Л. Маазель, Е. Светланов и Г. Рождественский, солировали — В. Клиберн, С. Рихтер, Э. Гилельс, И. Стерн, И. Менухин, Д. Ойстрах, М. Ростропович, Д. Шостакович. В 1968 году оркестр возглавил Ю. Темирканов. Дирижер инициировал бурный рост репертуара коллектива и сыграл важнейшую роль в обретении им признания за рубежом.
С 1977 года оркестром руководит Александр Дмитриев. «Первое, что удивило меня в Академическом симфоническом оркестре, — это особый звук каждой группы. Люди часто считают, и я в том числе, что русские оркестры известны внутренней мощью, почти сыростью звука, но что меня поразило, и что так сильно отличает Академический симфонический оркестр от большинства европейских коллективов, — это обдуманный отказ от смешения тембров… Такой подход к тембру также породил самый впечатляющий марш в «Патетической» симфонии Чайковского, что я когда-либо слышал: звук яркий и дерзкий, блестящий в своей точности. Это, однако, не сделало его неповоротливым: четкость была поразительной… В остальное время скрипки создавали колоссальную красоту, теплыми цветами придавая всеобъемлющую жизнь великой теме первой части и опустошенности финала» (Seen and Heard International, 2015). Эти слова лишний раз подтверждают плодотворность многолетнего альянса дирижера и коллектива. Биография оркестра пополнилась такими событиями, как присвоение титула «академический», первые в нашем городе исполнения сочинений Генделя, Малера, Р. Штрауса, Дебюсси, Равеля, Скрябина, Шрекера, Онеггера, Типпета, Орфа, Дютийё, Пярта, Шнитке, Ноно, Лигети, Адамса, Крама, Пьяццоллы и ленинградских-петербургских авторов, записи всех симфоний Бетховена и Шуберта, произведений Чайковского и Рахманинова, Равеля и Бриттена. Творческими партнерами коллектива стали дирижеры Н. Ярви, А. Кац, Д. Китаенко, В. Чернушенко, Ю. Симонов, В. Федосеев, А. Лазарев, Э. Серов, Р. Баршай, Ю. Домаркас, Р. Мартынов, В. Зива, Э. Клас, П. Коган, М. Шостакович, В. Синайский, С. Сондецкис, А. Титов, М. Ростропович, П. Берглунд, Ж.-К. Казадезюс и Я.-П. Тортелье, композиторы Д. Лигети и К. Пендерецкий, солисты Г. Соколов, Н. Гутман, Э. Вирсаладзе, Ю. Башмет, В. Третьяков, Дж. Лилл, Дж. Огден, Р. Холл и Ф. Кемпф. Оркестр принимает участие в престижных международных фестивалях, гастролирует в странах Европы, Азии, Америки. В сезоне 2014/2015 в ходе двух турне — по Великобритании и Китаю — коллектив побывал, в частности, в Лондоне, Манчестере, Эдинбурге, Пекине и Шанхае. О реакции рецензентов говорят заголовки статей: «Встреча с великолепными музыкантами Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии подобна привилегии» (Cornish Guardian, 2015), «Совершенный Рахманинов от Академического симфонического оркестра в Манчестере» (Bachtrack, 2015).
Порадуют поклонников оркестра и его программы нынешнего сезона. В них грандиозные полотна — «Времена года» Гайдна, «Вавилонское столпотворение» Рубинштейна, «Кармина Бурана» Орфа — соседствуют с детскими «мульт-проектами» (в сопровождении коллектива будут показаны диснеевская «Фантазия» и британский «Снеговик»), бесспорная классика — с рассчитанными на искушенную публику концертом Боккерини, увертюрами Сальери и Шумана. Многих интригуют анонсированные кинопартитура Сен-Санса и «Рок-симфония» Имантса Калныньша, Месса-танго Бакалова и песни популярнейшего в Греции автора-исполнителя А.Иоаннидиса, а также романсы Чайковского и Рахманинова в непривычном звучании — голос с оркестром. Любопытны «диалоги» о Шекспире (Мендельсона и Шнитке), Лермонтове (Рахманинова и Хачатуряна), Чехове (Гаврилина и Радвиловича) и «встречи» абонемента-приношения Чайковскому, воссоздающие контекст его творчества. Коллектив не обойдет вниманием и других юбиляров сезона — проведет три концерта прокофьевского цикла, вечер музыки А.Петрова, исполнит сочинения Дворжака, Сибелиуса, Глазунова, Свиридова. По традиции оркестр даст премьеры: петербургскую — опуса известного японского композитора Саегуса, и мировую — произведения, написанного по заказу Петербургской филармонии.