Дмитрий Бертман: «Хотелось бы, чтоб Год театра не заканчивался никогда»
Член оргкомитета Года театра, народный артист России, художественный руководитель Московского театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман рассказал об итогах уходящего Года театра и одном из его проектов — «Нано-опере».
— Дмитрий Александрович, вслед уходящему Году театра расскажите о своих впечатлениях.
— Это замечательно, что у нас был Год театра, и хотелось бы, чтоб он не заканчивался никогда. Программа этого года была очень интересной. Одним из наиболее важных проектов стал Театральный марафон, который возглавляла Ольга Юрьевна Голодец. Мы объездили большое количество регионов, и, помимо праздника, который был подарен жителям регионов, и профессионального опыта, который получили артисты, особую ценность проекту придает то, что мы привлекли внимание региональных властей к проблемам театров, которые в большинстве своем находятся не в идеальном состоянии и сталкиваются с недофинансированием. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Год театра стал долгосрочной инвестицией.
— Одним из мероприятий Года театра также стал конкурс «Нано-опера», проводимый под вашим руководством.
— Да, в рамках Года театра на базе «Геликон-оперы» прошел единственный в мире конкурс оперных режиссеров. Проект был создан три года назад при поддержке Департамента культуры Москвы, в этом году он вошел в план мероприятий тематического Года.
Это проект, на который ежегодно приезжают директора и режиссеры ведущих театров мира. Его участники — молодые оперные режиссеры — показывают свое мастерство на практике в режиме реального времени: они работают на глазах у зрителей, жюри и под камерами канала «Культура».
В этом году география «Нано-оперы» расширилась: на конкурс поступило свыше 100 заявок, из них в первый этап прошли 13 участников из России, Испании, Италии, Кубы, Аргентины, Великобритании, Израиля и Украины. У победителей конкурса успешно складывается карьера, их приглашают работать как в России, так и за рубежом. Практически все режиссеры региональных театров прошли через наш конкурс.
— 2019-й — четвертый год, посвященный гуманитарной сфере: Год культуры, литературы, кино и теперь театра. Как вы считаете, о чем это говорит?
— В искусстве раскрываются люди и открываются любые преграды. Сегодня, в сложные политические времена, театр является территорией вне границ, территорией вне санкций. Имидж нашего российского театра и исполнителей непререкаем, он настолько высок, что ему ничего не грозит. И то, что 2019 год был объявлен президентом Годом театра, значит, что государством официально признано, что театр — наше национальное достояние.