В Москве завершился «Интермузей»
С 25 по 29 мая в ЦВЗ «Манеж» прошел XIX Международный фестиваль музеев «Интермузей», объединивший сотрудников более 300 ведущих российских и зарубежных музеев. В ходе дискуссий и круглых столов говорили о том, каким должен быть музей будущего и как привлечь в него зрителя. «Культура.РФ» рассказывает о самых важных событиях «Интермузея-2017».
Одним из главных событий деловой программы стала пленарная сессия «Музей и новая реальность», в которой приняли участие директора музеев из России, Бразилии, Финляндии, Великобритании и Хорватии. Москву представляла директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Она отметила, что музей должен быть демократическим институтом и привлекать самых разных зрителей, а для этого стоит выходить на новые площадки, за пределы музейных залов — так, например, Третьяковская галерея в этом году размещала репродукции картин на вокзалах и в московском метро.
О доступности музеев для всех говорили на дискуссии «Музеи и социальная инклюзия: практические аспекты». На обсуждение были вынесены самые важные вопросы: критерии программ для людей с инвалидностью и особенностями развития, разнообразие и эффективность мероприятий, специфика взаимодействия персонала. В беседе участвовали представители Государственного Эрмитажа, Государственного Дарвиновского музея, музея-заповедника «Царицыно», Музея Вадима Сидура, Музея русского импрессионизма, музея занимательных наук «Экспериментаниум» и эксперты профильных организаций. Коллеги поделились своим опытом социокультурной реабилитации музейными средствами и обсудили проблемы, которые предстоит решить.
В диалоге директоров «Музей будущего — будущее музея» приняли участие директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак, директор Центра изобразительных искусств BOZAR Поль Дюжарден (Брюссель, Бельгия) и другие. В ходе беседы они пришли к выводу, что музей сегодня излагает свое понимание того, что происходит в мире. И одна из важнейших задач — сохранить культурные мосты между странами, без которых коммуникация невозможна.
В продолжение темы на «Интермузее» обсудили филиалы именитых музеев — в разных городах страны и мире. Круглый стол «Филиалы, культурно-выставочные центры и представительства ведущих российских музеев: актуальность и проблематика» вели директор Государственного Русского музея Владимир Гусев и директор филиала Русского музея в Малаге (Испания) Хосе Мария Луна Агилар. По их словам, филиализация — это вызов и требование времени, отделения музеев за рубежом обеспечивают диалог культур. Кроме того, такой большой стране, как Россия, нужны самые разные культурно-выставочные центры, индивидуальные для каждого региона, которые бы показывали выставки разных крупных музеев.
По традиции программа фестиваля «Интермузей» включала в себя не только экспозиционную и деловую часть, но и презентацию новых галерейных пространств. Наглядным примером музея будущего стал Музей AZ — частное московское собрание художника-авангардиста второй половины ХХ века Анатолия Зверева. Музей абсолютно по-новому подходит к организации экспозиций и выставочного пространства: это лаборатория, в стенах которой происходит интеграция искусства и современных технологий. На площадке уже прошло пять выставок, и каждый раз с помощью 3D-инсталляций, объемной анимации и средств виртуальной реальности полностью менялось внутреннее пространство.
Технологии приобретают все большее значение в организации музейного пространства — и тех, кто уже сегодня достиг успеха в этой области, наградили на торжественной церемонии «Музейный гик: цифровое наследие». Среди победителей — Музей советских игровых автоматов с проектом дополненной реальности «Егор, давай во двор!», Кунсткамера с приложением «Кунсткамера. Мобильный гид» и мультимедийная выставка Государственного музейно-выставочного центра «РОСФОТО» с проектом «Путешествие на крейсере «Дмитрий Донской». Все эти проекты открывают неожиданные возможности для посетителей и вовлекают в интерактив с объектами музеев и самим музейным пространством.
29 мая также были объявлены победители главного конкурса фестиваля «Интермузей-2017». В этом году жюри во главе с директором Государственного исторического музея Алексеем Левыкиным рассмотрело более 400 музейных проектов. Гран-при фестиваля получил Государственный музей-заповедник «Петергоф». Новгородский государственный объединенный музей-заповедник с проектом «Современные технологии в сохранении монументальной живописи Великого Новгорода» взял главный приз в номинации «Лучший научно-исследовательский музейный проект».
Государственный Эрмитаж удостоился награды как лучший проект в сфере музейного образования, который представил образовательный проект Молодежного центра Эрмитажа к выставке Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты» («Интермедия: Круги по воде»). Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки объявлено победителем в конкурсе за лучший проект в сфере информационных технологий, награждена интерактивная мультимедийная выставка «Звук И… Вселенная. Человек. Игра».
А Музей истории Екатеринбурга награжден как лучший проект, направленный на социальное взаимодействие («Уралмаш: производство будущего»). За этот проект свой голос также отдала молодежная комиссия жюри.
Председатель оргкомитета «Интермузея-2017», первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов во время церемонии закрытия поблагодарил всех участников и партнеров, а также отметил постоянно возрастающий интерес к фестивалю, который в этом году посетило более 40 тысяч человек.
Смотрите также