«Романовы и Гримальди» в Третьяковке: 5 самых любопытных экспонатов
7 октября в здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открылась выставка «Романовы и Гримальди. Три века истории. XVII–XX», посвященная отношениям правящих домов России и княжества Монако. Изучим пять самых любопытных экспонатов выставки вместе с Софьей Багдасаровой.
Яйцо Фаберже
Одно из легендарных изделий фирмы «Фаберже» — синее яйцо-часы со змеей 1895 года. Это первое яйцо, подаренное Николаем II своей матери — императрице Марии Федоровне (до этого она получала их в подарок от мужа). После революции яйцо было конфисковано и в числе многих других произведений искусства продано советскими властями за границу. В ХХ веке оно поменяло множество владельцев. Князь Монако Ренье III получил его в подарок в 1974 году и, в свою очередь, преподнес супруге — Грейс Келли. Ныне шедевр ювелирного мастерства находится в коллекции их сына, Альбера II.
Портрет послов
Уникальный портрет — одно из первых изображений россиян европейским живописцем в реалистичной манере. Картина, видимо, была написана неизвестным английским мастером в 1662–1663 годах, когда эти русские послы посетили Англию. По полотну можно изучать, какие соболя носили и как брили подбородки русские XVII века. Изображены тут Иван Желябужский, дьяк Иван Давыдов, князь Петр Прозоровский и переводчик Андрей Форот. На выставке полотно оказалось потому, что первой встречей между нашими соотечественниками и монегасками история обязана этим же дипломатам. В мае 1663 года корабль Желябужского, направлявшийся во Флоренцию, был загнан в порт Монако штормом. Княжеством тогда правил Луи I Гримальди — его портрет в кирасе и изящных кружевах тоже есть на выставке.
Полицейские документы
Трогательные официальные бумаги, освещающие ту сторону международных отношений XIX века, о которых часто забывают, — список политических преступников, принадлежавших партии анархистов, присланный полицией княжества Монако в департамент государственной полиции Российской империи в 1903 году. Страшно представить, что могло заставить усатых красавцев Перотти и Росси скрываться в снежной России? Зачем русской полиции такие ориентировки? Наверно, европейцы перестраховались. Рядом в витрине — соглашение о выдаче преступников между двумя странами 1883 года.
Князь с зубром
Что Романовы любили греться на Лазурном Берегу и часто бывали в Монако — это мы помним. Но и членов семейства Гримальди заносило в Российскую империю. В конце 1912 года князь Альбер I попросил Николая II о разрешении поохотиться в Беловежской пуще. На картине он позирует рядом с поверженным гигантским зверем — чучело этого зубра до сих пор хранится во дворце его потомков. Кстати, еще он был на Шпицбергене и даже получил от Российского императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии почетное членство — диплом тоже представлен в экспозиции.
Принцесса Пруста
Супруга князя Альбера I, княгиня Алиса, изображенная на этом портрете во всем белом — и мехах, и жемчугах, и перчатках, — примечательна набором своих имен. Девичья фамилия у нее Гейне — и великий немецкий поэт действительно приходился ей родственником. В романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» она выведена под выдуманным именем «принцессы Люксембургской». Первый муж этой американки с еврейскими корнями был герцог Ришелье — она поразила его в самое сердце, когда семья ее отца-миллионера пережидала войну между Севером и Югом в Париже. Государь Монако стал ее вторым супругом, причем, поскольку Гримальди еще и герцоги Мазарини, она была единственным человеком в истории, носившим одновременно фамилии двух великих кардиналов. Кстати, брак ее с князем оказался бездетен, нынешний правитель — потомок Альбера I от другой жены.
Также на выставке можно увидеть портреты и фотографии представителей династии Романовых, личные дневники великих князей, морские пейзажи Александра Бенуа, картину Клода Моне с видом Монте-Карло и многое другое.
Выставка будет открыта до 13 ноября.