Пиковая дама
История создания фильма
Яков Протазанов был одним из первопроходцев отечественного кинематографа. Именно он первым экранизировал «Войну и мир», «Чайку» и даже снял немой фильм «Николай Ставрогин» по роману Федора Достоевского «Бесы», поэтому фильм «Пиковая дама» далеко не первое его обращение к классической литературе.
Сценарий Протазанов писал вместе с будущим режиссером и кинодраматургом Федором Оцепом. Позже именно Оцеп станет автором таких лент, как «Аэлита», «Земля в плену», «Кукла с миллионами», «Живой труп» и многих других, но именно работа с Протазановым в «Пиковой даме» стала в каком-то смысле его кинематографическим дебютом.
Картина получилась одной из самых удачных во всем наследии Протазанова. Во многом это произошло благодаря мастерской работе оператора Евгения Славинского. Большинство приемов, примененных Славинским, вошли классику операторского искусства, ведь именно он первым использовал ночную съемку при свете прожекторов, которые на заре кинематографа назывались юпитерами (до этого, если надо было изобразить ночь, операторы снимали днем против солнца). А чтобы, например, осуществить съемку в движении, чего раньше тоже не было, изготовили специальное устройство из двух велосипедов, однако эта конструкция не выдержала веса оператора с камерой — тогда аппарат установили на пролетку владельца студии Иосифа Ермольева, которую для съемок пришлось затащить в павильон.
Художественный цех картины возглавлял декоратор Владимир Баллюзек, которым руководил сам Александр Бенуа. Баллюзек смог добавить в фильм множество визуальных деталей, которые подчеркнули мистическую атмосферу пушкинского произведения.
Актерский состав
Главную роль в картине исполнил Иван Мозжухин. Актриса Вера Орлова, сыгравшая роль Лизы, вспоминала: «А как работал Иван Мозжухин — Германн! Предельно творчески, насыщенно, без устали, как подвижник, продумывая каждый жест, каждый поворот головы, каждое движение тела — ничего лишнего, случайного! Он был примером для всей группы». Сама Орлова, кстати, попала в картину после жесточайшего отбора и очень дорожила этой ролью. «Я безмерно волновалась, готовясь к роли Лизы, — вспоминала она, — тут была настоящая, большая работа, хотя, правда, эта роль по сценарию и была сильно урезана, тем не менее я играла ее с трепетом».
Критика
Фильм «Пиковая дама» вышел на отечественные экраны 2 мая (19 апреля по старому стилю) 1916 года, за рубежом лента была показана в ноябре 1917 года. Несмотря на то что картину очень тепло приняли зрители, критике подверглись все новаторские приемы, использованные творческой группой фильма. А знаменитый эпизод, где Германн идет через анфиладу комнат, скептики назвали сценой «движущихся комнат», не согласившись, что медленное движение хорошо передает душевное состояние героя. Тем не менее «Пиковая дама» Якова Протазанова считается одним из шедевров немого кино и одной из лучших экранизаций пушкинских произведений.
Лекция о фильме «Пиковая дама»
Лекторы: кинокритики Ирина Гращенкова, Максим Семенов, Ольга Галицкая, актер Егор Корешков.