Огонь, вода и… медные трубы
Один из шестнадцати фильмов-сказок Александра Роу. Каждая картина режиссера — это тесное переплетение фольклора и особого, легко узнаваемого авторского стиля, сделавшее Роу одним из наиболее выдающихся мастеров киносказок как у себя на родине, так и во всем мире. Так, за два года до создания фильма «Огонь, вода и… медные трубы» он завоевал Гран-при жюри Венецианского кинофестиваля с «Морозко».
«Огонь…» — это интерпретация (или лучше сказать — визуализация) известной поговорки «Пройти огонь, воду и медные трубы». С первыми двумя преградами все более-менее ясно: как и то, чего от них ждать, так и пути их преодоления. А вот с «медными трубами», то есть свалившейся вдруг на голову славой, справиться бывает труднее всего.
Свой пушкинский намек Роу традиционно прячет за чередой фантастических образов.
Главный герой сказки — Вася, встретивший на лесной опушке красавицу Аленушку и ее козочку Белочку. Герои с первого взгляда влюбляются друг в друга, но Аленушку похищают слуги злого Кощея Бессмертного (Милляр). Чтобы воссоединиться с любимой, Вася должен пройти те самые три испытания, вынесенные в название фильма.
Главные роли сыграли молодые Наталья Седых (Настенька из «Морозко») и дебютант Алексей Катышев. Его, как и Седых, тоже откроет Роу, и именно у него Катышев исполнит самые значительные роли своей небольшой фильмографии (позже он сыграл главного героя сказки «Варвара-краса, длинная коса»).
Многие актеры и персонажи переходят у Роу из фильма в фильм, став неотъемлемыми чертами его авторского стиля. Анастасия Зуева в роли сказительницы, появляющейся в прологе и эпилоге сказки. Близкий друг режиссера, выдающийся актер Георгий Милляр, сыграл сразу три роли: Кощея, Бабы-яги и глухого пожарного. Его можно считать практически соавтором сказок Роу — наряду со сценаристами Николаем Эрдманом и Михаилом Вольпиным. Еще один канонический образ — потешного царя — воплотил Михаил Пуговкин. Основных героев дополняет целая череда фактурных персонажей, населяющих этот сказочный мир: оборотней, водяных, утопленниц, цариц и царевен.
Этот фильм даже более комичен и беззаботен, чем другие сказки Александра Роу. В нем нет места грусти и тьме. Даже такой архетип (к которому режиссер до этого прибегал не раз), как Кощей Бессмертный, здесь не несет зла. Он живой человек — великовозрастный жених, который не сумел справиться со своими чувствами. Да и Водяной (Павел Павленко) здесь отнюдь не чудище, а, скорее, добродушный скучающий старик, которого в столь преклонном возрасте уже мало что может удивить.
Один из главных приемов Роу — художественная условность. Жанр сказки позволяет ему оживлять на экране фольклорные образы. Но при этом сказочный мир населяется настоящими людьми. Пусть они и предстают в сложном гриме какого-нибудь оборотня, их мотивы и поступки насквозь человечны. В яркой сказочной обертке до зрителей доносятся основные жизненные принципы, фундаментальные понятия добра, любви, дружбы, справедливости, порицаются зло, лесть, вранье и зазнайство.
После выхода фильма Александр Роу получил звание народного артиста РСФСР.