Марья-искусница
История создания фильма
Русский солдат — это один из самых известных персонажей русских народных сказок. Но фильм «Марья-искусница» отнюдь не является экранизацией народной сказки. Этот красочный фильм, признанный одной из лучших работ великого киносказочника Александра Роу, является талантливой экранизацией не менее талантливой пьесы Евгения Шварца.
Замысел этого фильма Роу вынашивал много лет, продумывая персонажи, сочиняя образы и декорации, непрерывно меняя названия: «Царь-водокрут», «Сказка о русском солдате» и т. д. От реализации режиссера удерживало одно пикантное обстоятельство. Все русские сказки, которые он знал, были солдатскими, отличались грубоватым и чрезмерно натуралистичным юмором, который не поняли бы советские дети, да и, по мнению режиссера, он был им не полезен. Именно тогда на глаза Роу попалась пьеса Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате», написанная им для кукольного театра в 1946 году и чуть позже переработанная в детский радиоспектакль. Это было как раз то, что так давно искал режиссер. Он предложил Шварцу написать сценарий для экранизации, Шварц согласился. Так началась работа.
Актерский состав
Никаких долгих и изнурительных кинопроб не было. На главные роли Александр Роу пригласил актеров, с которыми он уже работал ранее. Здесь был и Анатолий Кубацкий, который снимался абсолютно во всех фильмах Роу, и Нинель Мышкина, прославившаяся после съемок в «Илье Муромце». Михаил Кузнецов, известный по фильмам «Машенька» и «Иван Грозный» сыграл солдата. Юный актер Витя Перевалов уже не раз работал с Александром Роу, поэтому режиссер подумал о нем в первую очередь. Но именно картина «Марья-искусница» сделала Витю знаменитым актером, которого узнала и полюбила публика и режиссеры.
И конечно, как всегда в сказке Роу, в роли придворного Квака появился блистательный Георгий Милляр, дополнив собственную галерею новым образом сказочной нечисти. К исполнению роли он подошел с творческим энтузиазмом: сбрил волосы, бороду и даже брови, чтобы не стеснять фантазию художников по гриму. И каждый день перед съемкой добросовестно сам себя намазывал зеленкой.
Многие комичные эпизоды с участием Милляра не были заложены в сценарий, а являлись абсолютной импровизацией артиста, которую с хохотом всегда приветствовал Роу, включая в сюжет фильмов по ходу съемок. Например, смешная походка Квака, отчасти спровоцированная тем, что ему приходилось на самом деле ходить в ластах, или приквакивание в речи «ква-ква-квак вы правы!»… или «Ква-ква-ква-кванечно!»
Роу вообще не был строг с артистами, возможно, именно поэтому такими живыми и естественными получались его сказочные персонажи.
Особенности съемок
Как всегда, фильм Роу отличался богатейшими декорациями и мастерски выполненными комбинированными съемками, особенно запомнились зрителям сцены в подводном царстве и колдовства.
Фильм вышел на экраны 24 марта 1960 года и немедленно приобрел огромную популярность, как, впрочем, и все творения знаменитого киносказочника Александра Роу.
Лекция о фильме «Марья-искусница»
Лекторы: киновед Сергей Капков, продюсер Борис Грачевский, актриса Екатерина Дубакина