Сорок первый
Поэтический слог Бориса Лавренева требовал особенных средств выразительности. За них дебютант мог не беспокоиться: снимал фильм кинооператор-экспериментатор Сергей Урусевский. А в сценарии был введен голос «от автора», который и приглашал вернуться «в бурные и прекрасные годы — первые годы революции», чтобы ощутить «время, которое навсегда ушло от нас и которое навсегда осталось с нами».
Итак, от Каспийского моря в пески Каракумов отступал красноармейский отряд. Всего вырвались 23 бойца и их комиссар Арсентий Евсюков (Николай Крючков). Ветер, гоняющий песок по пустыне, скорее, похож на снег. Графические фигуры на экране с шумами ветра создают полное ощущение, что действие происходит в лютую зиму.
Среди этих самых простых солдат была и Марютка (Изольда Извицкая) — лучший в отряде стрелок. Снайперскими выстрелами она сразила 38 белогвардейцев. А между боями пишет наивные стихи и искренне верна революции. Но к финалу картины количество ее точных пуль дойдет до сорок одной.
Под этим номером падет ее возлюбленный, красавец поручик Вадим Николаевич Говоруха-Отрок (Олег Стриженов). Его взяли в плен красноармейцы в последней перестрелке. Поручик пытался выполнить свою дипломатическую миссию и шел от Колчака к Деникину, но оказался с Марюткой на острове. Прекрасное Аральское море, синее небо, жаркое солнце. Так ненависть перерождается в интерес, интерес — в любовь.
В убогой рыбацкой хижине, в ожидании спасения, молодые и прекрасные Вадим и Марютка забыли о классовых противоречиях. Остров становится их маленьким раем. Казалось бы, что некто двум противоборствующим сторонам дал шанс на совместную жизнь, без войны…
Но 41-й выстрел Марютки и трагический финал были с самого начала предрешены Гражданской войной. Благородный Вадим Николаевич Говоруха-Отрок никогда бы не отрекся от офицерской клятвы, а «красная солдатка» Марютка — от революции.
Особенности съемок
— Фильм Григория Чухрая — вторая экранизация повести Бориса Лавренева. Первая была снята в 1927 году, режиссер — Яков Протазанов. Марютку играла кинозвезда того времени Ада Войцик, Говоруху-Отрока — Иван Коваль-Самборский.
— На Х Международном кинофестивале в Каннах (1957) фильму присуждена премия «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».
— По данным кинопроката 1956 года, фильм занял 10-е место.
Авторы о фильме
Григорий Чухрай, «Мое кино», М., 2002:
«…Трагическая судьба красноармейки Марютки, влюбившейся в своего врага — белого офицера, а потом застрелившей его, сегодня может показаться неправдоподобной, но у войны свои законы, которые непонятны тем, кто этого ада не прошел…
…Премьера новой картины была назначена в старом Доме кино в гостинице «Советская». Когда я пришел туда и поднялся по лестнице в несколько ступенек ко входу, меня остановили билетерши и потребовали билет. Я сказал, что я режиссер этого фильма. Билетерши осмотрели мой старенький костюм и так оттолкнули меня от двери, что я пересчитал все ступеньки. Но Урусевский и Белла уже увидели меня и распорядились, чтобы меня пропустили. Урусевский был в черном вечернем костюме и с бабочкой, Белла — в вечернем платье. Рядом с ними я выглядел беспризорником, и поздравления с премьерой принимали они»
Критика
Исаак Шнейдерман, «Григорий Чухрай», М., 1965:
«Сорок первый» — актерская картина… Установка на человека, на актера приводят к щедрому использованию приближенных средних и крупных планов, которым принадлежит большое место в картине…
…Работа над «Сорок первым» вплотную подвела оператора к такому владению свободно движущейся камерой, которое прозвучало как открытие в фильме «Летят журавли» и принесло ему мировую известность»
Исаак Шнейдерман, «История советского кино», М., 1978. Т. 4:
«…Любовь изменилась по сравнению с повестью, как изменились и сами герои. Олег Стриженов сыграл Говоруху-Отрока человеком значительным, смелым и умным. Авторы наделили героя личным обаянием, сделали натурой незаурядной. К Марютке, которая спасла ему жизнь, поручик у Лавренева чувствовал лишь благодарность и в лучшем случае — покровительственную симпатию. В фильме Говоруха-Отрок горячо и искренне полюбил ее.
Что же касается Марютки, то Изольдой Извицкой, исполнившей эту роль, критика в общем осталась недовольной, сочтя ее чересчур нежной, мягкой, «барышней» для лавреневской девушки-снайпера. Действительно, с той грубой, огненной, зеленоглазой лавреневской пролетаркой лирическая героиня фильма не совпадала. Но Извицкая все же вошла в сознание зрителей прежде всего благодаря Марютке, сыграв свою героиню искренне и эмоционально…»
Армен Медведев, «Искусство кино», 1999, № 4
«Мы бывали на «Мосфильме» и смотрели актерские пробы к фильмам. Пробы к «Сорок первому», оказывается, велись парами: Стриженов и Извицкая и непрошедшие Юрий Яковлев и Светлана Харитонова. Не знаю, может быть, это уже воздействие фильма, но мне и в пробах больше понравились Стриженов и Извицкая. Говорили, Пырьев очень настаивал на том, чтобы снимался дуэт Яковлев — Харитонова. Юрия Яковлева он открыл для роли князя Мышкина именно на этих пробах…»