Владимир Евграфович Татлин. Человек и его башня
«…Оставляет после себя то, с чем связывается его имя, и создания, которые делают из этого имени символ восторга, ненависти или безразличия. Мы мыслим его существом мыслящим, и мы можем обнаружить в его созданиях мысль, которой его наделяем: мы можем реконструировать эту мысль по образцу нашей», — писал Поль Валери в своем эссе о Леонардо да Винчи (1894). С последним Татлина часто сравнивали — и по многогранности дара живописца, архитектора, инженера, и по рациональной целенаправленности усилий, и по прямой преемственности некоторых тем.
Имя и творчество Владимира Евграфовича Татлина (1885–1953) до сих пор вызывают и восторг, и ненависть. Его репутация как одного из величайших пионеров и даже символической фигуры русского авангарда 1910–1920-х годов в сочетании с личными качествами — замкнутостью, критичностью к себе — способствовала известной мифологизации художника. Неизменно поносимый и замалчиваемый в эпоху тоталитаризма и даже в совсем недавнем прошлом, он окутан таинственностью и неуловимо «ускользает» от назойливого внимания критиков.
Сравнительно небольшой объем сохранившегося наследия Татлина сопровождается чрезвычайной концептуальной насыщенностью всего, что несет отпечаток его новаторской мысли…
Лектор — Алексей Алексеевич Курбановский, доктор философских наук, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей по рок-музыке. В 1977 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. С 1990 года работает в Государственном Русском музее. В 2002 и 2003 годах преподавал историю русского искусства в университетах США. Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор книг «Искусствознание как вид письма» (СПб, 2000), «Незапный мрак» (СПб, 2007).