Архитекторы трудной судьбы

Талантливые архитекторы часто становились настоящими суперзвездами: им благоволили императоры, их обожал свет, их работами любовались тысячи людей. Однако чем влиятельнее был зодчий, тем зачастую трагичнее обрывалась его блестящая карьера. «Культура.РФ» рассказывает истории падения выдающихся архитекторов прошлых веков.

Петр Еропкин

Георгий Грачев. Гравюра «Портрет Петра Еропкина». Русские деятели в портретах, изданных редакцией исторического журнала «Русская старина». Третье собрание. Санкт-Петербург: Типография В.С. Балашева, 1889
Г.И. Унферцахт. Гравюра «План Петербурга 1737 года Петра Еропкина». Изображение: <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15069440" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/" target="_blank" rel="noopener">Public Domain</a>
Талант молодого Петра Еропкина первым разглядел сам Петр I и отправил его учиться в Голландию и Италию. Вскоре Еропкин стал главным архитектором Петербурга
. Именно он совместно с Иваном Коробовым в составе Комиссии о Санкт-Петербургском строении разработал первый генеральный план города с трехлучевой системой улиц (от Адмиралтейства в три стороны расходились Невский и Вознесенский проспекты и улица Гороховая). Уже с Михаилом Земцовым
он написал трактат «Должность архитектурной экспедиции» — свод правил, которым должны были руководствоваться все архитекторы. Еропкина ждала грандиозная карьера, однако его сгубило родство с видным государственным деятелем и автором «Генерального плана о поправлении России» Артемием Волынским. Того обвинили в попытке государственного переворота, а Еропкина осудили как соучастника и казнили в 1740 году.

Дмитрий Ухтомский

Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе. Архитектор Дмитрий Ухтомский. 1745–1751. Фотография: Sergey Ashmarin / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=52363049" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>
Красные ворота. Открытка с изображением литографии Арно Луи Жуля с оригинала Вивьена Жозефа. 1840-е. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=230915" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/" target="_blank" rel="noopener">Public Domain</a>
Свои первые проекты Дмитрий Ухтомский
создавал также под руководством Ивана Коробова, к которому попал вскоре после окончания Школы математических и навигационных наук. Первыми проектами Ухтомского были триумфальные арки и временные павильоны, которые не сохранились до наших дней. Но одной из главных заслуг архитектора стало создание Дворцовой школы, где получали образование будущие зодчие. Среди выпускников Ухтомского были лучшие российские зодчие: Иван Старов, Матвей Казаков
, Александр Кокоринов и другие. Карьеру Ухтомского прервали обвинения в растрате. Архитектора отстранили от службы и от управления созданной им школы, после чего он оставил профессию и вернулся в собственное имение в Ярославской области. И хотя вскоре его оправдали, к прежней работе Ухтомский больше не возвращался.

Жан-Батист Мишель Валлен-Деламот

Арка Новой Голландии, Санкт-Петербург (фрагмент). Фотография: Alex 'Florstein' Fedorov / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=34107206" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
Литография Ж. Жакотте с рисунка И. Шарлеманя. Невский проспект у Гостиного двора. Середина XIX века. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5277281" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / Public Domain
Выпускник Французской академии в Риме архитектор Валлен-Деламот приехал в Россию в середине XVIII века, чтобы представить проект здания Академии художеств
в Петербурге. Академия художеств и стала его основным местом работы — сначала он стал ее первым преподавателем, потом членом совета, а потом и адъюнкт-ректором по архитектуре. Именно Валлен-Деламот стал пионером русского классицизма — он перестроил в этом стиле расстрелиевский барочный Гостиный двор, сконструировал арку Новой Голландии, стал автором нескольких дворцов и церквей и, наконец, построил ту самую Академию художеств. В России Валлен-Деламот был успешным специалистом и уважаемым человеком, но смерть отца вынудила его отправиться во Францию, где он решил остаться, несмотря на уговоры друзей и родных вернуться в Россию. Новые заказы архитектору не поступали, а жил он все так же за российский счет — получал пенсию от Академии художеств. Однако после казни Людовика XVI Россия разорвала отношения с революционной Францией, и деньги Валлен-Деламоту присылать перестали. Архитектор скончался в своем родном городе Ангулеме, разбитый параличом и ослепший.

Василий Баженов

Иван Некрасов. Портрет Василия Баженова в кругу семьи (фрагмент). 1770-е. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Михайловский замок (фрагмент). Архитекторы Винченцо Бренна и Василий Иванович Баженов. 1797. Фотография: Andrew Shiva / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=50827973" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
Биография Василия Баженова
вполне заслуживает экранизации: он был сыном дьячка, который дорос до звания «мой архитектор» у Екатерины II, был ею отвергнут, а затем добился расположения у нового императора — Павла I. Особенно драматичными были именно отношения с императрицей, стоившие ему и финансового благополучия, и архитектурного наследия, и здоровья. Так, в 1776 году Екатерина II поручила архитектору сложнейший проект — свою новую усадьбу в готическом стиле в Царицыно
. Баженов взялся за дело со всей ответственностью: разработал грандиозный парк с многочисленными постройками и двумя дворцами. В разгар строительства Екатерина II прекратила финансирование проекта, и он вложил в него собственные средства, для чего продал дом и залез в долги. Когда же через десять лет работы Екатерина II посетила новую резиденцию, она сильно раскритиковала ее и поручила строительство главному конкуренту Баженова — Матвею Казакову. Баженов остался без средств к существованию, был вынужден заниматься преподаванием и браться за менее интересные частные заказы.

Александр Витберг

Пётр Соколов. Портрет Александра Витберга. 1820-е.
Александро-Невский собор, Вятка. Вид с запада. 1900-е. Фотография: Сергей Лобовиков / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=72663945" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / Public domain
У Александра Витберга были все шансы стать главным архитектором своего времени. В 1814 году ему поручили строительство ключевого сооружения того времени — храма Христа Спасителя
, прославлявшего победу в Отечественной войне 1812 года. Александр I, выбравший проект Витберга среди работ более известных и опытных архитекторов, был невероятно впечатлен его замыслом: «Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одна куча камней, как обыкновенные здания, но был одушевлен какой-либо религиозной идеей, но я не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-то был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные, Вы же заставили камни говорить». На строительство храма были выделены большие средства и ресурсы, а сам Витберг получал одну награду за другой — от Владимирского креста до дворянского титула для его отца. Однако вскоре проект приостановили, когда выяснилось, что его участники расхитили миллион рублей. В растрате был обвинен в том числе и сам Витберг, и суд, который проходил уже при императоре Николае I, приговорил его к выплате штрафа и к ссылке в Вятку. Через несколько лет архитектор смог вернуться в Петербург, но карьеры, разумеется, не сложилось, и он умер, разбитый параличом, в полной бедности.

Карл Росси

Шарль Митуар. Портрет Карла Росси. 1820-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Дворцовая площадь. Автор проекта Карл Росси. 1819. Фотография: Villeke1 / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=55070420" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="http://creativecommons.org/publicdomain/zero/1.0/deed.en" target="_blank" rel="noopener">CC0</a>
В годы правления Александра I Росси был архитектором номер один в России. Ему поручались все ключевые проекты (ансамблями главных площадей — Дворцовой
и Сенатской — Петербург обязан именно ему), за работу он получал хорошие гонорары и часто удостаивался разных наград и орденов. В 1820-е годы Росси был самым высокооплачиваемым архитектором города — жалование составляло 15 тысяч рублей в год. Однако после восшествия на престол Николая I
его положение изменилось. Во время реконструкции ряда помещений в Зимнем дворце Росси уехал на несколько недель в отпуск, а когда вернулся — его проектом занимался уже Огюст Монферран. Усугубила эту ситуацию и ссора с генералом и инженером Пьером Базеном, главой Комитета строений и гидравлических работ. Это произошло из-за отказа Росси подписать бумагу о том, что архитектор, допустивший грубую техническую ошибку, повлекшую серьезные последствия, должен быть арестован. Хотя в дальнейшем Росси получал важные заказы, прежний авторитет он потерял, а за перестройку Сената и реконструкцию Сенатской площади и вовсе не получил ни копейки. Архитектор погряз в долгах, был вынужден отказаться от своего дома и вскоре умер в одном из бедных районов Петербурга.

Лев Кекушев

Лев Кекушев. 1907. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35015720" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / Public Domain
Доходный дом Кекушевой. Архитектор Лев Кекушев. 1901-1903. Фотография: NVO / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14656890" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>
Хотя Лев Кекушев окончил петербургский Институт гражданских инженеров и мог бы сделать блестящую карьеру в Петербурге, его имя связано с архитектурой Москвы. Первое время он занимался оформлением интерьеров, чем и прославился среди московского купечества. Кекушев активно строил особняки, железнодорожные станции, на этих многочисленных заказах быстро разбогател и стал строить уже собственные доходные дома. Однако после революции 1905 года величественный стиль Кекушева стал менее востребованным, и зодчий, не пожелавший подстроиться под новые общественные вкусы, отошел от архитектурной деятельности. Вскоре у Кекушева обнаружили психиатрическое заболевание, и архитектора поместили в лечебницу, где через несколько лет он скончался. Место захоронения Кекушева до сих пор неизвестно.
Автор: Лидия Утёмова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна