Советские приключенческие романы

Дети 1910–20-х годов стали первым поколением, воспитанным на идеалах новой советской действительности и на новых книгах. Среди них была не только сухая идеологически верная литература, но и увлекательные романы
, которыми зачитывались порой и родители. Хиты советской книжной индустрии — в подборке портала «Культура.РФ».

Григорий Белых и Л. Пантелеев, «Республика ШКИД» (1926)

Беспризорность была острой проблемой начала 1920-х годов. Число детей-сирот, появившихся после революционных волнений и Гражданской войны, оказалось огромным — и они были едва ли не на виду у всех. Переводчица Лилианна Лунгина, например, рассказывала о ярком детском впечатлении: огромных котлах на улицах Москвы, в которых днем варился гудрон, а по ночам спали мальчишки-беспризорники.
Сама книга описывает будни воспитанников школы имени Федора Достоевского
. Все они — сироты и вчерашние беспризорники — попали в образцовый детский дом, где их учат самостоятельности, ответственности и честности. Учителя относятся к воспитанникам с уважением и доверием, отчего и вся ШКИД кажется детям не просто школой, а настоящей республикой, в которой каждый из них несет ответственность не только за себя самого, но и за жизнь окружающих.

Повесть об уникальном опыте перевоспитания малолетних преступников в образцовых советских граждан вмиг стала популярной. Ее авторов — Григория Белых и Л. Пантелеева — и героев — Цыгана, Черных, Япошку и других — полюбили молодые читатели всей страны. Написанная живым языком, «Республика ШКИД» оказалась не только увлекательным чтением, но и метафорой счастливого будущего, в котором «кто был никем, тот станет всем».

Николай Огнев, «Дневник Кости Рябцева» (1927–1929)

Наталья Гумилева-Симоновская. Беспризорники. 1957–1965. Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Наталья Гумилева-Симоновская. Детвора. Иллюстрация к роману Николая Огнева «Дневник Кости Рябцева». 1960-е. Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Костя Рябцев, как и его дневник, был фантазией советского писателя Михаила Розанова, творившего под псевдонимом Н. Огнев. Роман состоит из скрупулезных записей впечатлительного подростка обо всех изменениях в его жизни. Например, о том, как обычные уроки заменили «Дальтон-планом» — экспериментальной системой преподавания, по которой педагоги не играли решающей роли в процессе обучения, и которая была повсеместно введена в школах после революции. Ученик получал список вопросов и занимался по ним самостоятельно. «Учителя ничего не рассказывают. Ученику самому приходится все узнавать. Я так, по крайней мере, понял», — уточнял удивленный Костя. Домашних заданий не было, ответов у доски — тоже. Учитель приходил на помощь лишь в случае необходимости и принимал итоговый отчет в конце семестра.
Но и вне школы жизнь подростка была полна потрясений и открытий. Крепка ли дружба? Существует ли любовь
? Как доказать учителям, что ты взрослый и имеешь свою точку зрения? И вообще, кем стать и каким стать? На все эти вопросы Костя мучительно искал ответы в самом себе с помощью молчаливого друга, дневника — главной отдушины в сложном мире.
До войны Костя Рябцев был любимцем многих юных читателей, которые ценили книгу за легкость повествования. А героя — за умилительную честность, с которой он подходил к анализу собственных душевных переживаний.

Лев Кассиль, «Кондуит и Швамбрания» (1928–1931)

Надежда Рушева. Иллюстрация к повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». 1964. Государственный музей К.А. Федина, Саратов
Надежда Рушева. Иллюстрация к повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». 1964. Государственный музей К.А. Федина, Саратов
Будни героев автобиографического романа проходили в той же обстановке, что и жизнь Кости Рябцева. Но, в отличие от Кости, герои Кассиля братья Леля и Оська не просто фиксировали происходящее в своей жизни и пытались сориентироваться в мире взрослых — они придумывали собственную страну, где все происходило так, как им хотелось.
В своих фантазиях подростки отразили впечатления от эпохи героических советских мореплавателей. Дом ребята представляли кораблем, а папу — капитаном. Швамбрания была страной на острове в виде зуба, расположенном посреди моря. Эта страна постоянно с кем-то враждовала, но всегда побеждала, ведь все ее жители были отважными и отчаянными воинами.
В первые годы советская власть больше, чем когда-либо позже, производила мифы о прекрасном будущем. Утопические мечты были одной из основных черт эпохи, и, пока взрослые строили социализм, дети в повести Кассиля тоже разрабатывали проект страны всеобщего счастья — Швамбрании.

Рувим Фраерман, «Дикая собака Динго» (1939)

Кадр из художественного фильма Юлия Карасика «Дикая собака Динго» (1939)
Кадр из художественного фильма Юлия Карасика «Дикая собака Динго» (1939)
Далеко-далеко, в небольшом городке на Востоке СССР, жила девочка Таня вместе со своей мамой. У Таниного отца была другая семья, у мамы — глубокая драма после развода и несчастной любви. А у Тани был друг — маленький отважный тунгус Филька, рыцарь во плоти, готовый ради нее пойти на любые подвиги: покорить тайгу, ну или хотя бы добыть муравьиный сок. И Таня… влюбилась. Но не в Фильку, а в приемного сына своего отца.
Тонкая и трогательная повесть не зря вышла под заголовком «Повесть о первой любви»
 — она подробно описала это прекрасное чувство. И, конечно, не обошлось без приключений: герои участвовали в гонках на собачьих упряжках в буран, совершали подвиги ради спасения любимых и отчаянные поступки в порыве ревности. Возможно, именно поэтому книгу Рувима Фраермана приняли холодно критики-современники (не ради любви советские подростки должны становиться героями), но с удовольствием читали дети не только поколения 1930-х годов, но и следующих десятилетий.

Аркадий Гайдар, «Судьба барабанщика» (1939)

Кадр из художественного фильма Виктора Эйсымонта «Судьба барабанщика» (1955)
Кадр из художественного фильма Виктора Эйсымонта «Судьба барабанщика» (1955)
Аркадий Гайдар был одним из главных подростковых авторов довоенного Советского Союза: с одинаковой любовью к нему относились и критики, и читатели. Настоящим хитом стала повесть Гайдара «Тимур и его команда»
: история о маленьких Робин Гудах, которые боролись за справедливость в масштабе отдельно взятого дачного поселка, была так популярна, что породила в СССР целое движение тимуровцев. А вот «Судьба барабанщика», вышедшая в 1939 году, вызвала настоящий скандал, ведь отец главного героя книги был признан врагом народа за растрату. Подобный сюжет в эпоху Великого террора казался немыслимым, и Гайдару едва удалось избежать репрессий. «Проклятая «Судьба барабанщика» по мне здорово ударила», — написал писатель в своем дневнике.
По сюжету после ареста отца мальчик Сережа остался один на один с жестоким взрослым миром. Он старательно избегал влияния плохой компании, раскрыл замысел мошенника-вора Дяди Якова, сумел найти новых, порядочных друзей и в финале наконец встретил освобожденного отца.
Книга оказалась близка молодым читателям: тема репрессий, трансляция сталинской формулы «Сын за отца не в ответе» были искусно облечены в детективную форму. И конец у истории оптимистичный, ведь героический дух настоящего пионера — к тому же барабанщика отряда — выше всяких бед.

Вениамин Каверин, «Два капитана» (1938–1940)

Кадр из художественного фильма Евгения Карелова «Два капитана» (1976)
Кадр из художественного фильма Евгения Карелова «Два капитана» (1976)
В детстве простой парнишка Саня Григорьев нашел в реке папку со старыми письмами. Их, как оказалось, писал своей жене отважный путешественник капитан Татаринов, потерпевший бедствие в Арктике. Поиск правды об исчезновении полярной экспедиции стал делом всей жизни Григорьева.
Роман Вениамина Каверина обрел всемирную славу: он был переведен на многие иностранные языки и неоднократно экранизировался. Для современников история оказалась примечательной еще и потому, что учила юных советских читателей уважительно относиться к дореволюционным героям — покорителям Севера. Героизм представал в книге не символом эпохи, а качеством характера честного и достойного человека. А главный лозунг романа «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» для поколения юношей и девушек, на чью долю позже выпали ужасы Великой Отечественной войны
, оказался пророческим наставлением.

Автор: Мария Соловьёва
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна