Дикая собака динго
«Собака Динго» имела такой же дикий, как заявлено в названии, зрительский успех. Фильм посмотрели более 20 миллионов человек.
На ХIV Международном кинофестивале фильмов для детей и юношества в Венеции ему был присужден Большой приз «Золотой Лев святого Марка», а год спустя картина была признана «Выдающимся фильмом года» на Лондонском международном фестивале и отмечена дипломом жюри МКФ в Вене.
«Дикая собака Динго» стала второй полнометражной картиной Юлия Карасика («Чайка», «Стакан воды»), созданной совместно со сценаристом Анатолием Гребневым («Июльский дождь», «Старые стены») спустя два года после их дебютной работы «Ждите писем».
Литературная основа сценария — одноименная повесть Рувима Фраермана (близкого друга Аркадия Гайдара), опубликованная еще в 1939 году. О том, что по книге снят фильм, ее автор узнал уже после триумфа картины на Венецианском фестивале, получив от одного из своих читателей поздравительную телеграмму.
В небольшом приморском городке живет со своей мамой (Инна Кондратьева) старшеклассница Таня Сабанеева (Галина Польских). Таня, порывистая и эмоциональная, подвержена неожиданным сменам настроения, словом, настоящая «дикая собака Динго». В городок возвращается отец Тани (Николай Тимофеев), оставивший семью, когда его дочь была совсем маленькой. Приезжает не один, а с новой женой Надеждой Петровной (Ирина Радченко) и приемным сыном Колей (Владимир Особик). Девочка страдает, она, как ей кажется, ненавидит отца. Встреча с Колей делает ее ревнивой, недоверчивой, обидчивой. Но увлеченная собственной обидой, Таня не замечает, как сердце ее заполняет новое чувство — первая любовь.
Почти для всех ребят, снимавшихся в «Дикой собаке…», это был дебют в кино. Однако Владимира Особика и Таласа Умурзакова (исполнителя роли Фили, безответно влюбленного в Таню) режиссер утвердил без проб. А вот поиски претендентки на роль Татьяны шли тяжело. В последний момент Карасик обратил внимание на студентку ВГИКа Галю Польских. На руках у 22-летней актрисы была годовалая дочь. А героине, которую ей предстояло сыграть, едва исполнилось четырнадцать. Но представить Таню другой Карасик уже больше не мог.
Особое место в фильме, воспевающем неиспорченные юношеские отношения, режиссер уделил музыке (композитор Исаак Шварц) и поэзии. Особенно любит цитировать любимые строчки главная героиня. Вызубрив по поручению басню, Таня равнодушно декламирует ее на новогоднем вечере, но вдруг останавливается и нервно начинает читать Багрицкого: «Пусть звучат постылые, скудные слова. Не погибла молодость — молодость жива».
Фильм критиковали за эпизоды, в которых заняты взрослые актеры. Уж слишком холодной и статичной выглядела их игра на фоне юных дебютантов. Но взрослым здесь и так отведена разве что роль фигур третьего плана. Главное на экране — дети. Именно благодаря удачным образам Тани, Фильки и Коли «Дикая собака…» и полвека спустя выглядит свежо и актуально. Выступая за любовь — и против равнодушия, за взволнованность — и против безмятежности, за молодость духа — и против бездуховности.