Николай Азаров: «Профессия дирижера — сложная, но приятная»
Николай Азаров — художественный руководитель и главный хормейстер Государственного хора Московской областной филармонии. В интервью порталу «Культура.РФ» Николай Николаевич рассказал о профессии хорового дирижера, репертуарной политике, о том, как ему удалось собрать такой молодой и в то же время высокопрофессиональный коллектив, и о многом другом.
— Николай Николаевич, недавно в Концертном зале имени Чайковского хор Московской областной филармонии, которым вы руководите, представил совместную программу с мировой оперной звездой — Дмитрием Корчаком. И это уже не первая совместная работа с этим исполнителем. Расскажите подробнее о концерте в КЗЧ и сотрудничестве с Дмитрием.
— О сотрудничестве с Димой Корчаком можно говорить долго, поскольку Дима — выпускник хорового училища и Академии хорового искусства, которой я долгое время руководил. И в каком-то смысле он мой младший товарищ, друг, с которым мы сделали много хорошего в творческой жизни. Идея концерта родилась в связи с тем, что Академия хорового искусства проводит фестиваль, посвященный 25-летию этого учебного заведения. В рамках фестиваля Академия делает три концерта, первым из которых и стала программа «Ave Maria» в КЗЧ. В ней были собраны хиты этого жанра — да, это плохо применимый к такой музыке термин, но все же. В исполнении Димы Корчака они звучат просто великолепно, он выдающийся певец. Поскольку мы давно дружим, я предложил, чтобы в этом концерте принял участие Государственный хор Московской областной филармонии, ведь состав коллектива процентов на девяносто состоит из выпускников Академии. Это профессионалы высокого класса, они прекрасно знают Диму, нам приятно работать вместе. А первое сотрудничество Государственного хора Московской областной филармонии с Димой состоялось позапрошлым летом на фестивале в Сионе, Швейцария. Спустя год мы вновь выступали на этом фестивале с программой «Ave Maria». Концерт в КЗЧ стал третьим событием нашего совместного творчества.
— Концертный график хора очень насыщен: коллектив постоянно выступает на самых ведущих площадках России, гастролирует. Какие концерты прошедшего сезона вам запомнились? Какие особо значимы?
— Разумеется, отдельная статья в нашей творческой биографии — это выступление с Валерием Абисаловичем Гергиевым на XV Московском Пасхальном фестивале. Работа с выдающимися музыкантами, дирижерами всегда очень полезна для коллектива. Благодаря такому сотрудничеству хор поднимается на ступеньку вверх в профессиональном плане. Валерий Абисалович остался доволен, и мы договорились продолжить сотрудничество с ним лично, с его оркестром в следующем сезоне, в том числе в рамках его Пасхального фестиваля. Проходящих концертов у нас практически не бывает — то, что у музыкантов называется «халтура» или «для галочки». Все концерты по-своему важны и интересны. Например, последнее выступление — концертное исполнение «Иоланты» Чайковского с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева. Концерты с Владимиром Ивановичем Федосеевым — всегда особая история. Было несколько выступлений с Владимиром Теодоровичем Спиваковым. Надеюсь, у нас еще будут совместные концерты. Складывается так, что хор работает только с очень хорошими оркестрами и дирижерами. Отдельно выделять какие-то концерты можно только по моему личному ощущению, что-то или иное мероприятие принесло чуть больше удовольствия. На самом деле все концерты очень высокого уровня. Немного жаль, что мало выступлений в Московской области. По роду своей деятельности все музыканты любят гастроли, пусть даже не слишком отдаленные. Но, к сожалению, в Подмосковье большая проблема с концертными залами. Надеюсь, что в следующем сезоне это направление нашей деятельности будет более активным.
— Хор филармонии нередко выступает в соборах. Конечно, там звучит преимущественно духовная музыка. А в целом в репертуаре хора тоже преобладает духовная музыка? Какова репертуарная политика?
— Никакой репертуарной политики у нас нет вообще. Исполнять исключительно ту музыку, которую нам бы хотелось, — возможности практически нет. Мы живем в такое время, когда «люди гибнут за металл». Конечно, какую-то ерунду петь не приходится, такая музыка никому не нужна. Хорошие музыканты и оркестры просят качественную музыку. Какая тут может быть политика? Петь только духовную музыку? Мы же не монастырский хор. Разумеется, мы поем и духовную, и классическую музыку, и обработки народных песен, и современные произведения. Например, 14 ноября в Камерном зале Дома музыки будем петь очень сложную, гениальную музыку очень неожиданно ушедшего из жизни композитора Георгия Петровича Дмитриева.
— Можете ли вы дать совет читателям: что нужно обязательно прослушать из классики, чтобы быть минимально культурно подкованным?
— Что бы я ни ответил, это будет звучать странно…
— Но, может быть, есть какой-то условный «набор» произведений, которые просто нельзя не знать?
— Конечно, такого набора нет. Это смешно: говорить, что надо обязательно послушать «Иоланту» Чайковского, или соль-минорную симфонию Моцарта, или Второй концерт Рахманинова. Вообще, это задача общеобразовательной школы — привить какую-то любовь к классической музыке, дать хотя бы общее представление о ней.
— Сразу ли вы выбрали профессию хорового дирижера? Почему? Почувствовали призвание?
— Саму профессию как таковую я не выбирал: как меня родители отдали в детстве в хоровое училище, так я свой выбор на этом и закончил.
— Вы ведь всегда совмещали деятельность хормейстера с административной работой.
— Да, в основном большую часть своей жизни я работал не как дирижер, а как администратор. Последние шесть лет я был ректором Академии хорового искусства имени В.С. Попова. В основном это были какие-то организационные дела, связанные с музыкой, с хоровым искусством, концерты, гастроли, всевозможные проекты. Два года назад я сделал такой резкий поворот, вспомнил, чему меня учили, на что государство тратило деньги, надо их отрабатывать (смеется). Это замечательная профессия, но она требует серьезных умений и навыков, тем более при сильно изменившемся качественном составе певцов — не только у нас в хоре, но и вообще — в хоровой Москве, скажем так. Состав этот качественно изменился в связи с тем, что Академия хорового искусства работает уже 25 лет и выпускает певцов, которых не надо учить петь, не надо учить стилистике, они прекрасно понимают, как нужно петь музыку того или иного композитора. Роль хормейстера, который обучает певцов своего хора петь, — уже в прошлом. По большому счету сейчас качественный состав хоровых певцов лучших коллективов позволяет дирижеру сразу заниматься музыкой, показывать, как он видит мир. Профессия дирижера — сложная история, но приятная.
— Вы руководите хором уже два года. Что изменилось в коллективе под вашим руководством?
— Когда я получил предложение возглавить этот коллектив, руководство филармонии поставило передо мной задачу — сделать так, чтобы коллектив в самое короткое время занял свое место среди топовых хоровых коллективов Москвы. Эта задача была решена в самые короткие сроки. Ни в коем случае ничего плохого не хочу сказать о предыдущем составе: у всех руководителей и певцов свои обстоятельства, свои возможности — не столько творческие, сколько в большинстве своем организационного порядка. Поскольку вся жизнь моя прошла в Академии хорового искусства, то, разумеется, я знаю прекрасно всех выпускников. С подавляющим большинством из них у меня замечательные отношения, я представляю, кто как относится к работе. И, соответственно, ситуация сложилась таким образом, что я смог приглашать молодых певцов — профессионалов высокого класса. И они с радостью шли на эту работу, поскольку мы друг друга знаем и представляем, чего друг от друга ожидать — как в жизни, так и на сцене. Про уровень нового состава можно говорить, если вспомнить, например, Игоря Морозова, который пел в хоре, а теперь стал солистом «Геликон-оперы», приглашенным солистом Большого театра, или Валентину Гофер, сейчас она тоже солистка «Геликона». Многие из артистов этого хора уже сделали карьеру или находятся в начале этого пути. Я всегда радуюсь, когда им удается найти место, достойное их возможностей. Не потому, что хор — это что-то временное, но если у артиста складывается карьера — это хорошо.
— Какие планы у хора на этот сезон? Какие ближайшие события?
— Из ближайших событий — концерты в Доме музыки. О концерте 14 ноября, на котором мы будем исполнять музыку Георгия Дмитриева, я уже упоминал выше. А за два дня до этого, 12 ноября, в Светлановском зале будет программа «Шедевры европейской классики» с участием камерного оркестра «Инструментальная капелла» Московской областной филармонии и солистов хора Мариинского театра. Дирижировать будет Андрей Петренко. 27 ноября мы исполним знаменитую кантату Карла Орфа «Кармина Бурана» на закрытии Первого международного фестиваля искусств «Gloria творцу» в Сергиевом Посаде. 3 декабря в Пушкино артисты хора выступят на гала-концерте фестиваля «Пересекая время». В целом концертный сезон обещает быть насыщенным.
Беседовала Мария Тихомирова
В материале использованы фотографии из личного архива Николая Азарова.
Смотрите также