«Александр Невский» (Сергей Эйзенштейн, 1938)
Лекторы: кинокритик Николай Изволов, актеры Виктор Добронравов и Владимир Конкин.
Известные кинокритики и актеры рассказывают истории, связанные с этим фильмом. Вот лишь некоторые. В 30-х годах ХХ века в мировом кинематографе получает развитие жанр биографических фильмов. Эйзенштейн решает обратиться к героическим эпизодам из истории страны. Его привлек образ Александра Невского — человека, который противостоял иноземному вторжению и был причислен к лику святых.
Эйзенштейн не мог удержаться от эксперимента, и фильм «Александр Невский» — это удивительная попытка придать кинематографу новые визуальные формы, которых до этого не было. Многие исследователи того времени отмечали, что фильм напоминает оперу: в нем выделяются декорации, костюмы, видна связь между музыкой и жестами героев. «Александр Невский» стал экспериментом по сочетанию музыки и кинематографа. Музыку для картины написал Сергей Прокофьев.
Николай Изволов: «Сам Эйзенштейн, и это можно видеть по его рисункам, любил встраивать актера в общую живописную композицию кадра, его актер был таким же предметным объектом, как любой другой предмет, как архитектурное сооружение, как пейзаж, как какие-то элементы декора или костюма. И поэтому актер у него был немножко статуарным, это называли оперностью, но это был точный механический расчет Эйзенштейна, у которого каждая деталь кадра должна была сыграть».