Идиот (Настасья Филипповна)
Сценарий по роману Федора Достоевского «Идиот» Иван Пырьев написал в 1947 году. Режиссер вспоминал: «Что я прежде всего видел в «Идиоте»? Огромную любовь Достоевского к людям «униженным и оскорбленным», стремление к социальной справедливости, горячее желание найти правду в жизни. И конечно, удивительное умение писателя раскрывать глубины психологии человека» («Избранные произведения», «Искусство», 1978).
Но к постановке картины он шел более десяти лет. Основная причина, по которой съемки не начинались, была в том, что Пырьев никак не мог найти актера на главную роль — князя Мышкина. Действительно, этот образ — один из самых сложных и необычных в российской литературе. Как писал сам Достоевский, в Мышкине он хотел показать «идеального человека», живущего реальной жизнью.
Актера Юрия Яковлева Иван Пырьев увидел на пробах к фильму Григория Чухрая «Сорок первый». Яковлев пробовался на роль Говорухи-Отрока, которую в итоге исполнил Олег Стриженов. Молодой актер запомнился Пырьеву, и постепенно он утвердился в мысли, что нашел своего Мышкина.
Иван Пырьев перенес на экран первую часть романа, включая знаменитую сцену со сжиганием денег в камине. «Достоевский поднимал жгучие вопросы современности, и одним из них, быть может, наиболее важным был вопрос о власти денег. Через отношение к деньгам проявляются характеры, открывается духовная сущность человека», — считал Пырьев («Избранные произведения», «Искусство», 1978). Легендарная сцена, когда Настасья Филипповна бросает в камин деньги, отданные ей Парфеном Рогожиным, — одна из самых драматичных, эмоционально наполненных и сильных в этой картине.
Очень яркие образы создали в «Идиоте» актеры старой школы: Вера Пашенная (генеральша Епанчина), Иван Любезнов (Иволгин), Сергей Мартинсон (Лебедев). Но конечно же, основная удача картины — это исполнители главных ролей Юлия Борисова и Юрий Яковлев. Недаром Иван Пырьев не хотел приступать к картине, пока не найдет идеального Мышкина. Юрию Яковлеву великолепно удалось передать на экране все метания и колебания чистой, трепетной души героя, его боль из-за несовершенства мира и его искреннюю любовь и жалость к людям. А в паре с ним Юлия Борисова. Ее Настасья Филипповна — невинная жертва: порок не запятнал ее, но ранил глубоко и неизлечимо. Оставаться равнодушным, глядя на игру этих актеров, поистине невозможно!
Зрители восприняли «Идиота» более чем благосклонно. В 1958 году фильм стал лидером проката, его посмотрели 31 миллион зрителей. Этот факт доказывает, что хорошо экранизированная классика всегда интересна и востребована и даже такой «сложный» писатель, как Достоевский, может заинтересовать среднестатистического зрителя. Фильм также был назван лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран». В 1959 году картина была удостоена второй премии на Всесоюзном кинофестивале в Киеве.
В планах Ивана Пырьева было продолжить экранизацию «Идиота» и снять вторую часть. Этому, увы, так и не суждено было сбыться. Но к творчеству Федора Достоевского режиссер обратился еще два раза: в 1959 году он снял «Белые ночи», а в 1968 году — «Братьев Карамазовых», которые стали последней картиной в его фильмографии.