Единственный каменный кремль за Уралом. В 1686 г. завершилось строительство Софийско-Успенского кафедрального собора, одного из старейших храмов Сибири.

История создания

Расположение Тобольска оказалось очень выгодным. Город, находившийся на пути продвижения в Сибирь, быстро рос. В XVII веке его уже именовали столицей Сибири. Сначала на Троицком мысу появился деревянный кремль и храм Святой Софии, рядом с которым располагалось подворье митрополита. Деревянный город часто страдал от пожаров, которые производили страшные опустошения. После пожара 1677 года, уничтожившего едва ли не весь Тобольск, из Сибирского приказа воеводе Петру Васильевичу Шереметеву пришло предписание: «…а впредь город Тобольск делать каменный и для того городского каменного строения велено отписать, где быть городу».
Тобольские митрополиты возводили себе кирпичные палаты и до этого указа, но массовое каменное строительство в городе началось лишь в конце XVII века с сооружения Софийского собора. Для его возведения из Москвы прислали артель каменщиков, которой командовал подмастерье Василий Ларионов. На строительстве разрешено было использовать местных крестьян, но «не в пашенное время». Известь, бутовый камень и глину отыскали в окрестностях Тобольска. Связное железо и церковную утварь привезли из столицы. За образец Ларионову велено было взять Вознесенский собор Московского Кремля. В октябре 1686 года Софийский собор был освящен. Это самый древний храм в Сибири. И первое из дошедших до нас каменных зданий Тобольского кремля. Правда, в ту пору Софийский двор к территории кремля не относился. Троицкий мыс рассечен надвое логом, который исстари использовался для подъема на Алафейский холм и именовался Прямским взвозом. По правую сторону от взвоза располагался Софийский двор, по левую — укрепленный острог. Именовать кремлем обе части — и духовную и светскую — стали позже.
В Тобольском кремле находился набатный колокол из Углича, сосланный в Тобольск по приказу Бориса Годунова за то, что оповестив народ о гибели царевича Димитрия, спровоцировал волнения и расправу над предполагаемыми убийцами ребенка.
Сразу по окончании строительства собора началось возведение крепостной стены вокруг Софийского двора. На это ушло 10 лет. Стена высотой 4,5 метра, общей протяженностью 620 метров опоясала Софийский двор. Усилена она была девятью башнями. К югу от собора находилась проездная башня со Святыми воротами и надвратным храмом Сергия Радонежского, которые до наших дней не сохранились.
Дальнейшее строительство Тобольского кремля связано с именем замечательного картографа и географа Семена Ульяновича Ремезова. В 1697 году Сибирский приказ решил составить смету и проект строительства каменного города в Тобольске. Работа эта была поручена Ремезову. Подготовив проект, он отправился в Москву. Здесь, в Оружейной палате, ведавшей возведением крепостей, в течение нескольких месяцев обучался «каменному строению» и зимой 1699 года вернулся в Тобольск.
Почти 20 лет жизни отдал Ремезов строительству Тобольского кремля. На эти годы пришелся запрет на возведение каменных зданий по всей России, а также опала, а затем и казнь губернатора Сибири князя Матвея Петровича Гагарина, деятельно участвовавшего в обустройстве Тобольска. За два десятка лет Ремезов сумел возвести в Тобольском кремле Вознесенскую церковь, Приказную палату, Рентерею (Казенную палату), Гостиный двор и крепостные стены. В архитектуре этих зданий отчетливо прослеживается смешение древнерусской и европейской традиций, что вообще было характерно для Петровской эпохи. Именно Ремезов сформировал пространственную структуру Тобольского кремля, великолепно вписав его архитектурный ансамбль в природный ландшафт. И хотя не все проекты талантливого зодчего были претворены в жизнь, а созданные им здания не раз перестраивались и меняли свой облик, основные замыслы Ремезова, воплощенные им при возведении Тобольского кремля, угадываются и сегодня.

Возобновление строительства

Каменное строительство на территории Тобольского кремля возобновилось в 40-х годах XVIII века. В 1746 году рядом с Софийским собором построили барочный храм во имя Святых Антония и Феодосия, впоследствии ставший называться Покровским собором. Одновременно с этим была снесена часть западной стены кремля. К концу XVIII века кремль утратил свое оборонительное значение. Крепостные стены постепенно разбирали, и кремль приобретал черты городского центра. В 1775 году южнее Покровского собора вырос архиерейский дом.
В большом трехэтажном здании в стиле классицизма разместилась резиденция высшего духовенства Сибири. А в 1782 году на территории кремля спешно возвели Наместнический дворец, частью которого стала Приказная палата, построенная Ремезовым. Это здание сильно пострадало от пожара 1788 года и было восстановлено лишь почти полвека спустя.
Конец XVIII века памятен для Тобольского кремля и строительством Соборной колокольни, которая стала объединяющей доминантой всех кремлевских зданий. Возвели ее по проекту Александра Гучева, а руководил строительными работами уездный землемер Федор Уткин. Благодаря усилиям этих мастеров в 1797 году кремль обрел монументальную 75-метровую четырехъярусную колокольню, подобных которой немного найдется в России.
В XIX веке Тобольск передал Омску полномочия столицы Сибири. Город, не раз служивший местом ссылки, стал в царствование Николая I одним из перевалочных пунктов для каторжан. Специально для этих целей в Тобольском кремле был выстроен Тюремный замок, способный вместить до 1,5 тысяч заключенных. Его стены видели немало известных людей. Здесь содержались Михаил Васильевич Петрашевский, Федор Михайлович Достоевский, Николай Гаврилович Чернышевский, Владимир Галактионович Короленко. Здание использовалось по своему прямому назначению и в советское время.

Тобольский кремль в послереволюционное время

После революции 1917 года все тобольские церкви закрыли. Не миновала эта участь и храмы кремля, которые были разграблены. В Троицком соборе в годы репрессий содержали раскулаченных крестьян и ссыльнопереселенцев. Позже в нем устроили зернохранилище. В 1925 году в здании Архиерейского дома разместился Тобольский музей — один из старейших в Сибири. Постепенно исторические памятники передавались музею. А в 1961 году был создан Государственный историко-архитектурный музей-заповедник, в который вошли все объекты Тобольского кремля. Появилась возможность проведения реставрации. Автором проекта возрождения кремля стал московский инженер-реставратор Федор Георгиевич Дубровин. Масштабные реставрационно-восстановительные работы длились полтора десятилетия. Тобольскому кремлю были возвращены утраченные стены и башни. Реставраторы возродили фасад Гостиного двора, позакомарное покрытие Софийского собора, укрепили основание Рентереи.
В 1990-е годы часть памятников Тобольского кремля была возвращена Русской православной церкви. В храмах начались богослужения. Вновь открылась Тобольская духовная семинария, основанная около 270 лет назад. В начале XXI века на территории Тобольского кремля снова проводилась реконструкция и реставрация его зданий. Сегодня он находится в совместном ведении Тобольско-Тюменской епархии и Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.

Кремль сегодня

С 2006 года в июне–июле в Тобольске проходит фестиваль классической музыки «Музыкальное лето в Тобольском кремле». Артисты выступают под открытым небом, и декорациями к оперным постановкам служат стены и постройки сибирской архитектурной «жемчужины». Из-за экономических трудностей в 2009 и 2010 годах фестиваль не проводился, а в 2011 году он вновь вернулся в Тобольский кремль с постановкой оперы Глинки «Руслан и Людмила».
Сотрудники музея проводят экскурсии по территории кремля и Тюремному замку. В здании Губернской судебной управы, построенном в середине XVIII века, открыты художественные и реставрационные мастерские, а во Дворце наместника — музей истории города, музей этнографии и музей природы.
Фотография Тобольского кремля, сделанная Дмитрием Медведевым в его бытность президентом Российской Федерации, была продана на благотворительном аукционе за 51 миллион рублей.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна