Рязанский театр юного зрителя
14 декабря 1937 г. в Рязани открыт Театр юного зрителя (Театр на Соборной). Воспитательные задачи репертуарной политики молодого театра были определены кратко и емко: «В спектаклях силы любви и дружбы всегда должны одерживать победу над коварством и жестокостью». Этому принципу театр остается верен по сей день. Уже в 1939 году совсем юный еще в то время Рязанский ТЮЗ был отмечен как один из лучших на Всесоюзном смотре детских театров. Великая Отечественная война не прервала творческую деятельность театра. Коллектив ТЮЗа отказался от эвакуации. Артисты активно работали в городе, выезжали на фронт, где за годы войны показали 43 спектакля и 74 концерта.
В послевоенные годы репертуар театра обогатился спектаклями по пьесам А. Гайдара, Е. Шварца, В. Каверина. В середине 50-х, как свежий весенний ветер в распахнутое окно, в отечественную драматургию ворвались пьесы Виктора Розова. Пьеса «В добрый час!» впервые была поставлена на сцене Рязанского ТЮЗа. Автор присутствовал на премьере спектакля и высоко оценил работу первого исполнителя главной роли, молодого тогда еще артиста Ивана Екатериничева.
В марте 1964 г. театр впервые выезжает с творческим отчетом в Москву. На спектаклях в Кремлевском театре присутствуют первые лица государства. Успех превосходит все ожидания. О Рязанском ТЮЗе заговорила центральная пресса. Газета «Советская культура» писала: «Спектакли играются увлеченно, в них чувствуется любовь актеров к своему делу, бережное отношение к искусству».
В 1966 г. главным режиссером Рязанского ТЮЗа становится н. а. РФ Борис Наравцевич. Спектакли «Последние» по пьесе М. Горького, «Эй, ты, здравствуй!» Г. Мамлина в постановке Б. Наравцевича вошли в историю российского молодежного театра. Молодой режиссер Юрий Мочалов ставит спектакль «Питер Пэн». Это первая постановка пьесы Дж. М. Барри в нашей стране.
С 1973 г. по 1986 г. театром руководил з. д. и. РФ Сергей Константинович Кузьмин. В репертуаре театра появляются поэтические спектакли: «Казанский университет» Е. Евтушенко, есенинская «Анна Снегина». По-прежнему для театра важнейшей остается тема подростка. В. Железников предоставляет Рязанскому ТЮЗу право первой постановки своей пьесы «Бойкот». Позже по этому сценарию был снят фильм «Чучело».
С 1986 г. по 2012 г. театром руководил з. д. и. РФ Василий Владимирович Грищенко. Активизируется гастрольная деятельность. В 1993 г. театр впервые выезжает за рубеж. Являясь участником различных театральных фестивалей, Театр на Соборной с 2000 г. по 2012 г. проводил Всероссийский фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности».
В июле 2012 г. художественным руководителем театра стала Марина Викторовна Есенина. Свое внимание она обращает на лучшие образцы классической литературы. В то же время театр продуктивно работает с приглашенными режиссерами, проводит творческие мастерские и активно осваивает малую сцену, представляя экспериментальные постановки по современным пьесам.
Новые спектакли Театра на Соборной благосклонно принимаются публикой других городов на гастролях и фестивалях. Поддерживая творческие связи с коллегами по всей стране, театр охотно отзывается на предложения обменных гастролей. Подобные взаимные поездки практикуются практически ежегодно.
Труппу театра составляют артисты разных поколений и разных театральных школ. Но каждый из них — яркая индивидуальность, уникальная краска в сложной многоцветной палитре театральных взаимоотношений. Бесценен опыт и мастерство артистов-старожилов театра. З. а. РФ Светлана Гузикова, з. а. РФ Владимир Устинов, почетный работник культуры и искусства Рязанской области Римма Чеканова — они пережили вместе с Рязанским ТЮЗом смену эпох, времен и формаций, прослужив на его сцене почти полвека. И сегодня они все так же «на посту», радуя поклонников каждый сезон новыми ролями, заряжая весь коллектив энергией и оптимизмом.
Здание, в котором находится театр, — одно из старейших театральных зданий России — построено в 1862 году. И сегодня изысканные интерьеры с камерным масштабом зрительного зала, кулуаров и узких лестниц сохраняют атмосферу старого театра XIX столетия. Прекрасная акустика, богато украшенный зрительный зал с позолоченными лепными виньетками и впечатляющей люстрой с хрустальными нитями и световыми рожками создают особый эмоциональный настрой. Погружают зрителей в неповторимую творческую атмосферу.