Каменный мост через реку Ушайку
Ушайка — небольшая река, которая, извиваясь, проходит через весь Томск и впадает в Томь. На территории города через нее перекинуто 13 мостов и переходов, но лишь один из них стал памятником федерального значения — Каменный (бывший Думский) мост.
История создания
Этим планам не было суждено сбыться: вместо задуманного железного город обрел деревянный, но настолько прочный мост, что прослужил почти сто лет. Строительство началось в 1817 году, в качестве рабочей силы использовали «колодников», сосланных в Томский острог. Меньше чем через год плотничьи работы были почти завершены, сам мост украсили двумя обелисками с гербами Российской империи, однако ввод его в эксплуатацию откладывался. Дело в том, что мостовую делали сами жители города. Работы эти назначались им в качестве повинностей, поэтому шли они с перебоями, а в разгар страды и вовсе останавливались. Открыть мост удалось лишь в 1819 году, и горожане его тут же прозвали Думским — из-за Городской Думы, которая заседала неподалеку, в здании магистрата.
В 1895 году мосту уже требовался капитальный ремонт, а к 1911-му он находился в полуразрушенном состоянии, и движение по нему стало опасным — как для пешеходов, так и для транспортных средств. В связи с этим Городская Дума начала обсуждение строительства нового моста взамен Думского. Рассматривалось четыре варианта материалов: железобетонный, железный на каменных устоях, деревянный на ряжевых опорах и деревянный на сваях. В какой-то момент было решено возводить железный мост, который обошелся бы городской казне в 80 тысяч рублей. Но в это время цены на железо возросли, и Дума вновь вернулась к обсуждению строительства нового моста. После долгих переговоров было решено строить из малознакомого тогда материала — железобетона.
Строительство моста
Составить проект поручили фирме «Любинский и Векер». Та предоставила три варианта, и после того, как специальная комиссия разработала основные параметры будущего моста, Городская Дума заключила контракт с инженерами. Документы были подписаны 18 марта 1915 года, а первые пешеходы, согласно контракту, должны были пройти по новому строению уже осенью того же года. Полное же окончание работ наметили на 1916 год. Деньги на новый мост выделялись из городского бюджета и собирались в тех торгово-промышленных фирмах, которые из-за невозможности использовать мост несли большие убытки. Несмотря на то, что летом строительство велось даже ночью, а для ускорения было выделено 50 пленных австрийцев и чехов, работы немного запаздывали. Движение транспорта и пешеходов началось лишь в конце ноября. С окончанием работ тоже пришлось повременить: весной из-за сильного паводка и ледохода в несущих конструкциях моста образовались трещины. И строителям вместо отделочных пришлось проводить восстановительные работы. Торжественное открытие моста состоялось 7 октября 1916 года. Длина его составляла 42,2 метра, ширина — 24,4 метра.
От своих собратьев мост выгодно отличался архитектурным оформлением. Его разработку доверили преподавателю Томского технологического института Константину Константиновичу Лыгину. По углам Лыгин установил ростральные колонны, которые украсил гирляндами и изображением ростров — носов кораблей с головами фантастических животных. Между колоннами по бокам моста стоят по два четырехугольных шпиля.
Сам Лыгин учился в Петербурге, и в его работе угадывается влияние Северной столицы. Неслучайно обыватели называли мост «Питерским» или даже «Австрийским». А вот свое самое распространенное название — Каменный — он получил из-за отделки рустановой штукатуркой, которая создавала эффект камня.
Мост в военное время
Во время Великой Отечественной войны по мосту проложили железную дорогу, чтобы доставлять на ТЭЦ каменный уголь. Конструкция моста не предполагала таких нагрузок, пришлось укреплять его бревенчатым каркасом. В 1950 году через Каменный мост легла трамвайная линия, а декоративные столбы стали использовать для подвески проводов. Первоначальным проектом эти функции не предусматривались, но мост все равно долгое время справлялся с «непосильной» задачей. Реставрационные работы провели лишь в 80-х. С 1984 по 1989 годы ремонтировалась сама конструкция, восстанавливались декоративные элементы, убрали трамвайные провода с лыгинских шпилей. А с 1995 года мост внесли в список памятников архитектуры федерального значения.
Каменный мост сегодня
Несмотря на свой высокий статус, мост продолжает служить томичам, соединяя улицы Розы Люксембург и Набережной реки Ушайки. Сейчас он открыт для пешеходов, проезда автомобилей и трамваев.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Смотрите также