Государственный музыкальный театр г. Нальчика
Открытие театра состоялось 27 января 1968 года балетным спектаклем Л. Когана «Аминат» на либретто А. Проценко, но этому предшествовало создание балетной труппы на базе хореографического отделения Кабардино-Балкарского культурно-просветительного училища народным артистом КБАССР и заслуженным деятелем искусств Таджикской ССР А.И. Проценко и постановка им балетов «Лялюца» Л. Когана, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Даханаго» Л. Когана, «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Тропою грома» К. Караева, которые с большим успехом шли на сцене Театра им. А. Шогенцукова.
Задолго до окончания строительства музыкального театра комиссией министерства культуры республики во главе с министром культуры К.К. Эфендиевым была отобрана талантливая молодежь и направлена на учебу на факультет музыкальной комедии ГИТИСа (в класс народного артиста СССР, профессора Г. П. Ансимова), а также в другие музыкальные учебные заведения г. Москвы. Возвращение их в республику ознаменовалось замечательной премьерой оперетты К. Листова «Севастопольский вальс», и с сентября 1969 года театр начал работать в полном составе. Постепенно труппа пополнилась выпускниками различных музыкальных вузов страны, и театру стали под силу постановки шедевров мировой музыкальной классики, среди которых оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Искатели жемчуга» и «Кармен» Ж. Бизе, «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса, «Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди, «Алеко» С. Рахманинова, «Евгений Онегин» П. Чайковского, балетные спектакли «Жизель» А. Адана, «Дон Кихот» М. Минкуса, «Тропою грома» К. Караева, «Эсмеральда» Ц. Пуни, «Горянка» М. Кажлаева, «Лейли и Меджнун» С. Баласаняна, «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, «Медея» Р. Габичвадзе и др.
За эти годы театр поставил и показал зрителям целый ряд классических оперетт, музыкальных комедий и мюзиклов. Это «Летучая мышь» и «Цыганский барон» И. Штрауса, «Цыган-премьер», «Фиалка Монмартра», «Сильва», «Мистер Икс», «Марица» И. Кальмана, «Черный дракон» Д. Модуньо, «Вольный ветер» И. Дунаевского, «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, «Холопка» Н. Стрельникова, «Похождение Дон Жуана» М. Самойлова, «Проделки Ханумы» Г. Канчели, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Веселая вдова» и «Цыганская любовь» Ф. Легара, «Бабий бунт» Е. Птичкина, «Кавказская племянница» Р. Гаджиева и мн. др.