Главные нарзанные ванны
Здание выполнено в мавританском стиле, фасад украшен майоликой. Строительство завершилось к 1904 г. Внутри располагались два больших бассейна и 24 ванны с минеральной водой.
История создания
Между тем, здание Главных нарзанных ванн насчитывает более чем вековую историю. Комплекс возвели к 100-летнему юбилею кисловодского курорта: в 1803 году император Александр I специальным указом объявил Кисловодск лечебной местностью. Возведенное спустя век здание, без сомнения, не огорчило бы и самого монарха: комплекс Главных нарзанных ванн поражал приезжих индийским колоритом, причудливыми башенками и ажурной лепниной. Восточные элементы декора придавали ансамблю легкость и воздушность, игриво подчеркивая курортный характер города и присущую ему свободу.
Курортная тема обыгрывалась не случайно — в период появления здания Главных нарзанных ванн Кисловодск приобрел невероятноую популярность. К концу XIX века курорт был одним из самых посещаемых российской аристократией мест. Этому способствовало множество факторов. Первый и главный из них — уникальные природные условия: к чистейшему горному воздуху и теплой погоде (количество солнечных дней в Кисловодске составляет около трехсот в год) добавились многочисленные подземные источники минеральных вод. В кисловодских нарзанах содержатся медь, железо, марганец, серебро, йод, бром, радон, а также фосфорная и борная кислоты; этот состав весьма редок и обеспечивает минводам высокие лечебные свойства. Курорты Кавказа специализировались на лечении кардиологических заболеваний, расстройств нервной системы, нарушений обмена веществ и работы органов пищеварения.
Также популяризации курорта в конце XIX — начале ХХ века способствовал разработанный в 1885 году немецким врачом М.И. Эртелем метод лечения терренкуром — дозированными восхождениями по размеченным маршрутам. В передовом курорте новинку сразу приняли в разработку. В 1901 году местный врач Н.Н. Облонский проложил первый маршрут терренкура по горе Тупой, а после научной проработки он стал широко применяться на всех курортах. Этот метод также весьма полезен для сердца, сосудов и системы пищеварения.
К концу XIX века было завершено строительство сразу двух путей сообщения между Москвой и Кисловодском: шоссе и железнодорожной ветки. Безусловно, это способствовало увеличению притока больных. Кроме того, оказала свое влияние и мода: ехать на курорт «в поезде» в те времена считалось невероятно престижным. А позволить себе подобное могли только люди состоятельные — билет до Кисловодска на одного человека в один конец на современные деньги стоил около 30 000 рублей.
К концу XIX века число отдыхающих в Кисловодске, по сравнению с началом столетия, увеличилось почти втрое. Кроме того, публика начала разбираться в различных методах гидротерапии и требовать наиболее прогрессивных, улучшенных ее форм. Возникла острая необходимость в новом, оснащенном самым современным оборудованием здании для нарзанных ванн.
Под комплекс было выбрано место на бывшей Тополевой аллее (сейчас — Курортный бульвар), поскольку там находилось небольшое нарзанное озеро. Проект будущих ванн поручили гражданскому инженеру А.Н. Клепинину. Он решил, что по духу и архитектуре для Кисловодска идеально подойдет большое двухэтажное здание, нижний этаж которого будет предназначен для нарзанных ванн и бассейнов, а верхний — для гидротерапевтических процедур. Там должны были разместиться залы для массажа, сауны, пресные души различных типов и особая массажная ванна «велленбад», в которой из специального отверстия в стенке лился поток горячей воды. Причем Клепинин продумал расположение ванн таким образом, чтобы нарзан затекал в особый резервуар машинного отделения сам по себе — благодаря тому, что здание находилось чуть ниже уровня главного источника. Строительство комплекса согласно проекту Клепинина началось в 1901 году и продолжалось четыре года — до января 1905 года. Комплекс обошелся государству в 393 тысячи царских рублей, что сейчас составило бы чуть больше 400 миллионов рублей.
Для инженера-проектировщика это здание, по всей видимости, стало главной работой в его жизни. Спустя шесть лет после торжественного открытия комплекса Клепинин обратился к директору КМВ с личной просьбой добавить на фасад здания мраморную доску с надписью: «Проектировал и построил инженер А.Н. Клепинин. 1901–1903 гг.». Желание было исполнено, и табличка эта оповещает жителей и гостей Кисловодска о создателе нарзанных ванн до сих пор, а спроектированное им здание получило статус памятника архитектуры федерального значения.
Стоит отметить, что во времена Клепинина комплекс носил иное название — он был известен не как «главные», а как «углекислые ванны нарзана». Свое торжественное наименование здание получило в советское время. Партийное руководство не просто решило продолжить российскую традицию отдыха и лечения в Кисловодске, но сделать курорт еще более популярным и многолюдным. Здание комплекса было реконструировано, количество ванн существенно увеличилось. После этого сменилось и название — ванны официально обрели статус «главных». Сюда отправляли лечиться элиту Советского Союза — академиков, ученых, писателей. Так, в 1935 году здоровье при помощи нарзанных ванн Кисловодска пытался поправить Самуил Маршак. «Я чувствую себя лучше. Начал писать. Сейчас перевожу английские стихи, а думаю написать детскую книжку под названием «Недралитет», — писал оттуда поэт своему сыну.
В годы Великой Отечественной войны развитие города как курорта прекратилось. Почти все санатории были переоборудованы под госпитали, местные жители работали санитарами, медбратьями и военными докторами. Их труд не прошел даром — после победы город Кисловодск за самоотверженную работу по лечению и восстановлению здоровья воинов был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Кисловодск литературный
У многих жителей России само слово «Кисловодск» вызывает ассоциации предельно романтичные и литературные — горы, дуэли, прогулки, барышни в платьях и с зонтиками от солнца. Образ, с одной стороны, надуманный, а с другой — в какой-то степени оправданный: по числу знаменитых гостей-писателей с курортами Кисловодска конкурировать могут разве что Москва и Санкт-Петербург. В разные времена здесь побывали люди, без которых невозможно себе представить российскую культуру. Лермонтов, Пушкин, Чехов, Лев Толстой упоминали Кисловодск в своих произведениях и дневниках, а Солженицын — и вовсе уроженец этого города.
Но все же наибольшее место Кисловодск занял в творчестве Лермонтова, и именно об этом поэте сразу вспоминает каждый, кто приезжает в эти места. Лермонтов посетил Кавказ впервые мальчиком десяти лет — на лечение он приехал вместе с бабушкой — и влюбился в свою ровесницу. С тех пор Кавказ и романтика были для поэта неразделимы. «Горы кавказские для меня священны», — писал Лермонтов. Вернулся он сюда, впрочем, только 14 лет спустя, в 1838 году в составе лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Это был второй визит поэта на Кавказ; третий, и последний, начался через два года, и причина его была крайне драматична — ссылка из-за дуэли, по личному решению царя. Впечатления от пребывания на Кавказе стали основой для многих произведений Лермонтова; в их числе «Демон», «Мцыри» и, конечно же, «Герой нашего времени».
Пушкин посещал Кисловодск дважды — в 1820 году вместе с семьей генерала Николая Николаевича Раевского (поэт жил в Кисловодской крепости), — и в 1829 году. Это были две единственных его поездки на Кавказ. Во время пребывания в Кисловодске Пушкин даже посещал минеральные ванны — правда, комплекса Главных нарзанных ванн тогда не существовало, и поэт пользовался Ермоловскими.
Лев Николаевич Толстой посещал Кавказские Минеральные Воды летом 1852 и 1853 годов. Однако большую часть времени тогда еще будущий великий писатель провел в Пятигорске; в Кисловодск он съездил с ознакомительным визитом.
Чехов впервые приехал на Кавказ в 1888 году и был ошеломлен. «Впечатлений много. Если бы я жил на Кавказе, то писал бы там сказки. Удивительная страна!» — писал он в дневнике. Правда, писатель настоятельно рекомендовал своим друзьям избегать курортных городов «вроде Кисловодска». Но при этом именно Кисловодск, по легенде, вдохновил Чехова на написание одного из самых известных его произведений. В 1896 году в записной книжке писателя было указано: «В Кисловодск приехал 24 августа». И сразу под этой заметкой фраза: «Дама с мопсом».
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Статьи с упоминанием этого места
Смотрите также