Боярская писаница — комплекс наскальных рисунков времен бронзового века в Хакасии. На ней изображены жилища, предметы быта, одежда, сцены охоты и религиозной жизни приенисейских народов тех лет.

Исследование писаниц

Древние наскальные рисунки — петроглифы — находятся на юго-западном склоне горной гряды Бояры. Боярская писаница состоит из двух групп петроглифов — Малой и Большой.
Наскальные рисунки обнаружил сибирский просветитель и этнограф Александр Адрианов. Он состоял в Русском комитете для изучения Средней и Восточной Азии и осенью 1904 года прибыл в Минусинский уезд с экспедицией. Адрианов сфотографировал знаки Малой писаницы и изготовил оттиски рисунков в натуральную величину. Сделать фото, наброски или оттиски Большой писаницы исследователь не смог: перед этим наскальные знаки нужно было долго зачищать от песка, мхов и лишайников, а задерживаться вдали от населенных пунктов было опасно. Изучать Боярскую писаницу продолжили только спустя 50 лет.

Образы Боярской писаницы

Малую Боярскую писаницу относят к тагарской культуре бронзового века. Большая писаница появилась немногим позже, на рубеже бронзового и железного веков, в 400–200 годах до нашей эры.
На Малой писанице археологи выделили 40 объектов, на Большой писанице — 130. Песчаник Большой писаницы покрыт естественными трещинами, выбоинами и царапинами, поэтому распознать петроглифы здесь сложнее. На скалах изображены сцены религиозного культа, охоты, выпаса скота. Археологи распознали на рисунках боевые луки, кафтаны с мехом, а также силуэт мифического животного, который встречается на стенах древних склепов Хакасии. Людей тагарцы изображали схематично, животных — контурно, а крупные объекты выскоблены по всей их площади. Самые распространенные образы среди наскальных рисунков — дома. Древние художники изображали и сибирские деревянные срубы, и юрты, характерные для кочевников южносибирских степей. Особенно тщательно тагарцы изображали котлы: кое-где выгравировано даже их содержимое.
Тагарцы наносили петроглифы техникой гравировки — с помощью острых предметов и молотка. Основой для рисунков послужил ровный скол песчаника. Днем из-за отсутствия теней заметить их практически невозможно. Рисунки видны только в определенные часы: около получаса на рассвете и на закате. Именно в это время сюда приезжают исследователи и туристы.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна