Технологическая модель склепа Деметры
В феврале 1895 году при производстве земляных работ в одном из частных владений в г. Керчи был найден уникальный памятник погребальной культуры Боспора, датируемый I веком н. э. — Склеп Деметры. Свое название склеп получил по основной сюжетной теме росписи — изображению мифа о богине Деметре. На стенах погребальной камеры нимфа Калипсо и бог Гермес свидетельствуют сцену похищения Коры (Персефоны) (дочери богини) Плутоном. Он увозит ее на колеснице, запряженной четверкой лошадей. А с центрального плафона, вошедшего, от самого входа до любого места нахождения в склепе, сопровождают невероятные глаза Деметры. Она изображена на зеленом фоне, одета в синий хитон, шея украшена золотым ожерельем.
Волосы богини каштановые со свисающими волнистыми локонами зачесаны на пробор посередине и ниспадают вьющимися на плечи волнами. Бюст Деметры обрамлял венок, перехваченный розовой лентой.
В начале XX столетия склеп Деметры был приобретен Археологической комиссией и стал считаться филиалом Керченского музея древностей, а с 1908 года был открыт для посетителей. По свидетельству М.И. Ростовцева, автора описания гробницы того периода, «влажность в склепе оставалась постоянной, а краски сохраняли свою свежесть». Но уже в 1914 году в склепе было замечено появление повышенной влажности и шелушение красочного слоя.
В 1927 году, руководствуясь выступлениями участников Всесоюзной конференции археологов 1926 года об угрожающем состоянии росписей склепа, было принято решение ограничить доступ посетителей в гробницу. Проведенная в 1938 году комиссия обнаружила увеличение осыпей красочного слоя по сравнению с 1927 годом. Основными причинами продолжающегося разрушения были названы повышение влажности в склепе и отложение солей на штукатурке и красочном слое. Керченскому музею предложили вести постоянные наблюдения за влажностью в гробнице.
В послевоенные годы проводилась реставрация, и предпринимались попытки осушить склеп. В 1970 годах строительство рядом со склепом жилого микрорайона резко ухудшило состояние памятника. В склеп стали поступать грунтовые воды. Благодаря усилиям созданного в Керчи в середине 1990 годов благотворительного фонда «Деметра» весной 2001 года был проведен дренаж и ряд других работ, направленных на осушение склепа и спасение сохранившихся фрагментов живописи. В то же время было принято решение о создании технологической модели памятника, т. к. стало понятно, что посетители его больше увидеть не смогут. Авторами технологической модели стали художники Татьяна и Николай Королёвы. Они полностью воссоздали внутренний вид и убранство усыпальницы: стены и потолок ее расписаны фресками, до мельчайших деталей копирующими оригинал. Созданный в подвальном помещении XIX в. у подножия Большой Митридатской лестницы, музей был одним из первых частных экспозиционных объектов в Керчи. Теперь он, как и его тысячелетний оригинал, стал подразделением Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.
В небольшом, но очень содержательном музее можно узнать подробную историю открытия и исследования оригинального склепа, познакомиться с легендой о могущественном царе Митридате — самом знаменитом правителе Боспорского царства, увидеть инсталляцию погребального комплекса, полюбоваться образцами гончарного мастерства древних боспорян и терракотовыми статуэтками. Ну, и самое главное — насладиться фресками погребальной камеры, иллюстрирующими печальную историю похищения дочери Деметры Персефоны богом подземного царства Аидом.
Технологическая модель Склепа Деметры на сегодняшний день — единственная возможность увидеть, как выглядел уникальный памятник античного зодчества, посмотреть в большие печальные глаза Деметры, покровительницы города, могущественной богини — хранительницы мироздания. Богиня Деметра была покровительницей Пантикапея — столицы земледельческого Боспора. Легенда о похищении Коры, дочери Деметры, была попыткой древних греков объяснить смену времен года. При создании фрески технологической модели была полностью выдержана древняя технология росписи.