Мечеть Джума-Джами
Мечеть Джума-Джами в Евпатории — одна из главных мусульманских святынь в Крыму. Она расположена в восточной части современной набережной. Возвышаясь над окружающими строениями, мечеть отчетливо видна и с моря, и с берега. «Джами» означает «мечеть», а «джума» переводится как «пятница», поэтому Джума-Джами еще называют «Пятничная мечеть». Первоначально постройка носила имя Хан-Джами.
Мечеть возводили по проекту знаменитого османского архитектора Мимара Ходжи Синана ибн Абдулменнана. Считается, что за основу архитектор взял пропорции собора Святой Софии в Стамбуле, придав им оригинальную трактовку. Также среди исследователей есть мнение, что мечеть Джума-Джами — это перестроенный византийский храм. Высота мечети — 22 метра, диаметр центрального купола — 11 метров, вокруг него расположено 11 куполов меньшего размера.
Строительство мечети
Синан приступил к созданию мечети Хан-Джами в 1552 году во времена правления хана Девлет-Герая, строительство шло 12 лет и было закончено в 1564 году при правлении Мехмед-Герая. Столь долгое строительство можно объяснить недостатком средств и тем, что в это же время Ходжи Синан возводил в Стамбуле мечеть султана Сулеймана I.
В плане мечеть представляла собой квадратную центрально-купольную постройку. К ней с двух сторон были пристроены основания минаретов, которые оказались разрушены в ХVII веке и восстановлены лишь во второй половине ХХ века. Стены здания выложены из крупных блоков камня ракушечника. 11-метровый купол с 16 окнами опирается на сферические паруса и четыре подпружные стрельчатые арки.
Со времени постройки Джума-Джами подвергалась неоднократным переделкам и ремонтам, что сказалось на её внешнем виде.
Историческое значение мечети Джума-Джами
В Крымском ханстве мечеть Джума-Джами играла исключительную роль, именно здесь крымские ханы объявляли о своем праве на трон. В мечети проходили торжественные молебны и обряд посвящения в ханы. Право на ханство давали в Стамбуле. Будущие правители, прибыв на полуостров Крым, направлялись в Гезлёв, современную Евпаторию, где проходила торжественная церемония. Древний акт, на котором расписались один за другим 18 ханов, властвовавших в Крыму, долгое время хранился в мечети.
Турецкий путешественник Эвлия Челеби так описал мечеть: «Святыня эта воистину прекрасна, красива, полна волшебства и таинственности, но имеет она слишком малое в сравнении с ее размерами свободное пространство перед фасадом, ибо находится в самой людной части города посреди четырехугольного базара. Эта прекрасная джамия ханская полна света, удивительно изукрашенная и построенная, собирает огромные толпы верующих. Это единственная в том городе святыня, покрытая чистым ярко-голубым оловом. Блеск оловянных крыш на ее куполах виден с расстояния одного парасанга (около 5,5 км. — Прим. ред.)».
Мечеть в XX веке
В годы советской власти в здании мечети располагался краеведческий музей, в котором были развернуты отделы сельского хозяйства и промышленности района.
С 1944 года в течение почти 20 лет мечеть была заброшена, пока в 1962 году не начались восстановительные работы. В ходе реставрации отстроили два 35-метровых минарета, сделали росписи, заменили металлическое покрытие крыши и куполов. Также восстановили недостающие детали, стены памятника освободили от многих позднейших перестроек и наслоений. С севера вновь была открыта заложенная входная галерея. Джума-Джами обрела свой исторический облик.
В 1985 году в мечети разместился музейный отдел истории религий и атеизма. А в 1990 году мечеть была возвращена мусульманам-суннитам.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует