История Николо-Зарецкого храма в Туле тесно связана и с возникновением Кузнецкой слободы, и с родом владельцев уральских заводов Демидовых, чья усыпальница расположена в церкви. В 1595 году по указу царя Феодора Иоанновича тридцати кузнецам-оружейникам, или, как их тогда называли, самопальникам, была дарована земля, ограниченная с юга рекой Упою, с востока — рекой Тулицей, а с севера — Тростянкою.
«Самопальникам кузнецкой слободы» (с 1820 года их официально называют «оружейники») были также жалованы разные привилегии и льготы, что увеличило численность мастеров. В 1704 году их было 749, а в 1779 году уже 1500 человек.
История создания
Известно, что в XVII веке на землях «самопальных кузнецов» существовали два деревянных храма, которые в 1730–1734 годах были заменены каменной двухэтажной церковью (позже она получила название Николо-Зарецкий храм). Церковь строили в стиле петербургского барокко на деньги Акинфия Демидова, сына и наследника Никиты Демидова, владельца тульских оружейных и уральских металлургических заводов.
Каменный двухэтажный храм строился с 1729 по 1735 год: в нижнем, теплом этаже находились престолы во имя святителя Николая Чудотворца (освящен в 1730 году) и апостола Андрея Первозванного (освящен в 1734 году). В верхнем, неотапливаемом — в честь Рождества Христова (освящен в 1735 году). Поэтому церковь называлась то Никольскою, что на Оружейной слободе, то церковью Рождества Христова. В 1734 году на первом этаже храма появилась часовня-склеп для погребения членов семьи Демидовых. Такая разница в названиях, по мнению историков, неслучайна. Дело в том, что в XVII веке на этом месте, скорее всего, стояли две деревянные церкви — летняя Никольская и зимняя Христорождественская, имевшие общий приход, но функционировавшие в разное время года. Акинфий не только дал деньги на строительство каменного храма, где на церковном кладбище покоились его предки, но также продолжил начатую отцом в Туле капитальную реконструкцию родовой усадьбы Демидовых в Кузнецкой слободе.
В конце XIX века официальное название храма — Христорождественская церковь, что на Оружейной стороне. В народе же храм называли Николо-Зарецким, а также Николой Богатым, намекая и на богатое убранство церкви, и на связь с богатым родом Демидовых. Тульский историк Николай Андреев в своей книге 1856 года «Описание видов г. Тулы» писал: «Бесспорно, что одна из лучших, красивейших в архитектурном отношении церквей — это Рождество Христово, что на Оружейной стороне… Замечательнейшие памятники при сказанном храме склепы наших Демидовых».
Любопытно расположение колокольни на другой стороне Никольского (ныне Оружейного) переулка. Дело в том, что в начале октября 1730 года колокольня, проломив своды, обрушилась, погребя под обломками 15 человек, еще девять были искалечены. Архимандрит Дионисий запретил служение в церкви, и лишь 19 декабря специальным решением Синода, после прошения Акинфия Демидова, служба в ней была вновь разрешена. Колокольню решили не восстанавливать, а построить новую, отдельно от основного здания, на противоположной стороне Никольского (ныне Оружейного) переулка. Вокруг верхнего этажа храма шла «железная» крытая галерея, сообщавшаяся через улицу (Никольский переулок) с колокольней.
Пожар и реставрация
В 1773–1779 годах церковь начали перестраивать, скорее всего, чтобы украсить ее. В храме находилось много ценных икон, некоторые из них были украшены ризами и венцами, вырезанными из дерева (сохранились со времен татарского ига). Но 2 мая 1779 года в Заречье случился большой пожар, пострадали кровля, верхний храм. Здание лишилось одного из наиболее выразительных элементов — галереи с отростком-переходом на колокольню.
Восстановление храма растянулось на много лет. Поскольку собранных в приходе средств не хватало на то, чтобы выполнить ремонтные работы быстро и с должным качеством, по прошению прихожан через 5 лет после пожара Коломенским архиереем было дано разрешение на сбор в течение полугода пожертвований на ремонт храма в Москве.
Кроме того, пожертвования сделали представители известных тульских родов: Андрей и Иван Баташевы, свой вклад внесли также оружейники Лялины, Коротковы, купцы Зверев, Белоусов и другие. К 1803 году вся церковь с папертью была расписана. В 1862 году в верхнем храме был устроен новый иконостас взамен прежнего, пришедшего в ветхость, деньги — 2,3 тыс. рублей — пожертвовал настоятель храма протоиерей Иоанн Мясновский. Из значительных работ в Николо-Зарецкой церкви, осуществленных в XIX веке, можно отметить перестройку в 1838 году придела Андрея Первозванного и повторное золочение церковной главы, произведенное в 1860 году, которая была проведена на средства прихожан и протоиерея Иоанна Мясновского. Не ранее 1895-го и не позднее 1905 года в храме был устроен новый придел во имя преподобного Тихона, Калужского чудотворца. Ремонт храма производился также в 1914 году, когда была поставлена кованая ограда на белокаменном цоколе.
Храм в послереволюционное время
После революции 1917 года для церкви настали печальные времена. В конце марта — первой половине апреля 1922 года по тульским храмам прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей: было изъято 221 пуд 30 фунтов и 11 золотников серебра, 9 фунтов 28 золотников золота. С 5 июня 1925 года здание церкви находилось в пользовании общины верующих староцерковного течения. В 1929 году была предпринята первая неудачная попытка закрытия церкви. В 1934 году президиум Мособлисполкома принял решение о закрытии церкви с последующим использованием здания под Военно-учебный центр Автодора. На ближайшее время — до передачи Автодору — освободившееся помещение предполагалось приспособить для хранения зерна нового урожая. Вскоре после закрытия церковь разграбили, лишь немногое удалось передать в краеведческий музей.
11 и 13 сентября 1934 года городские власти произвели вскрытие и обследование демидовского склепа и погребений в западной части часовни. «По окончании работ все громоздкие предметы, как гробницы, плиты, кости, гробы и проч., были вновь погружены в образовавшиеся ямы, хотя и без строгого порядка». Сотрудники краеведческого музея на место проведения раскопок допущены не были. Арендаторы помещения приспособили здание под свои нужды, что привело к утрате многих ценных элементов декора и убранства, в том числе росписи, было снято навершие главного храма, склеп Демидовых был превращен в камеру парового отопления. Две семьи проживали и в нижнем ярусе колокольни.
С 1960 года Николо-Зарецкий храм охраняется как памятник истории и культуры федерального значения. Тем не менее в 60–80-х годах ХХ века в здании церкви размещался склад. В 1978 году в преддверии Московской Олимпиады на памятнике были начаты реставрационные работы, в ходе которых наружные поверхности стен лишились большей части лепного убранства (остатки декора сохранились только на северном фасаде). Между 1982 и 1986 годами были снесены постройки в северной части — остались лишь два строения: церковь, по-прежнему служившая складом, и колокольня.
В 1994 году накануне двух связанных с Демидовыми юбилейных дат — 300-летия первого построенного ими металлургического завода и 250-летия со дня смерти А.Н. Демидова — возобновлены работы над проектом реставрации церкви. В 1996 году храм наспех отреставрировали к празднованию 850-летия первого упоминания Тулы в летописи и 340-летия со дня рождения Никиты Демидова. Результаты этой спешки и недостаточного финансирования проявились уже через год-два, когда со стен начала осыпаться штукатурка, цоколь местами обвалился, а с крыши слетали листы кровельного железа.
Николо-Зарецкий храм сегодня
В 1999 году к празднованию 2000-летия Рождества Христова храм был передан Тульской епархии. 29 марта 2004 года на звонницу Николо-Зарецкой церкви подняли семь колоколов, изготовленных в Воронеже по технологии древнерусских мастеров. Также отреставрировали нижний храм с тремя приделами. В 2006 году освящен алтарь во имя апостола Андрея Первозванного, в 2007-м — во имя святых Царственных Страстотерпцев Николая, Александры, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и Алексия, в 2008-м — главный алтарь во имя святителя Николая Чудотворца. В 1996 году был открыт музей «Некрополь Демидовых» в одноэтажном жилом доме, построенном в конце 1920-х годов на территории церковного сада. При церкви действует воскресная школа.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует