Выселение староверов в Забайкалье началось во второй трети XVIII в. Благодаря замкнутому образу жизни семейские сохранили самобытные музыкальную и песенную традиции, прикладное творчество.

Многие священнослужители и верующие увидели в нововведениях Никона ересь и отказались их признавать. Защитников древнего благочестия стали называть «старообрядцами» или «староверами». Преследуемые властями, они бежали на окраины страны и за границу. Так в Сибири обосновались «кержаки», «липоване» в Румынии, «некрасовцы» в Турции, «поляки» в Стародубье и Ветке (Речь Посполитая).

Переселение староверов

В 1764 году правительство России предприняло несколько попыток вернуть староверов из-за границы в Россию. Императрица сначала предложила вернуться им добровольно, а затем направила войска. Почти 35 000 жителей староверческих слобод Ветки (ныне это территория Белоруссии) переселили в Сибирь и Забайкалье. Старообрядцев из Речи Посполитой ссылали вместе с женами и детьми, в отличие от одиноких ссыльных, поэтому их первоначальное прозвище «поляки» со временем заменилось на «семейские». К концу XVIII века в Забайкалье было уже 30 их поселений. Декабрист Андрей Розен, побывав в них в 1830 году, писал: «Избы и дома у них не только красивы углами, но и пирогами… а люди, а люди!.. Ну, право, все молодец к молодцу. Красавицы не хуже донских — рослые, белолицые, румяные… Все у них… показывало довольство, порядок, трудолюбие».
Прошло несколько столетий. Крепкие духом, трудолюбивые, верные традициям предков семейские стали настоящими сибиряками, но сохранили народную культуру допетровской Руси. Посещение их сел — все равно что путешествие на машине времени. Например, в селе Тарбагай небольшие бревенчатые дома стоят вдоль улицы крепостной стеной. До окон трудно дотянуться рукой, ворота неприступны и высоки. Но каждое строение ярко окрашено, на воротах расцветают диковинные цветы, переливаются радугой павлины. Здесь и северная резьба, и украинская роспись, и местная бурятская живопись. В местных музеях хранятся старинные костюмы, подобные сейчас надевают на праздники и по воскресным дням. Но в семейских селах можно не только познакомиться с укладом жизни XVII—XVIII веков, но и услышать старинную музыку.

Певческая традиция семейских

Из поколения в поколение передавалась семейскими уникальная певческая традиция — знаменный распев, или крюковое пение, получившее свое название от особых нотных знаков — «знамен» («крюков»). После реформ Никона знаменный распев сохранился в староверческой церкви как единственно возможный вид богослужебного пения.
В жизни семейских не было четкого разграничения церковной и мирской жизни, потому певчие и в народной бытовой песне отличались особенным мастерством. Важным признаком семейского пения было многоголосие. Как писал Н.И. Дорофеев: «Ни один из подлинных мастеров пения не возьмется спеть семейскую песню в одиночку, так как не мыслит ее одноголосого существования. Для исполнения песни требуется как минимум два певца».
Владение распевом всегда считалось необычайно почетным. Существовали школы для мальчиков, в которых кто-то из местных образованных певцов за год обучал 10—20 учеников церковной грамоте и пению. Нетрудно подсчитать, что за десятилетие одно село получало 100—200 профессиональных церковных певчих. В семейском обществе даже возник феномен певческих артелей, семейных или соседских.
Очень близко к семейскому пению искусство духовной поэзии семейских. Духовные стихи, исторические, поучительные и лирические исполнялись старообрядцами с большим мастерством. Стихи заучивались наизусть со слуха. Они передают тревожную атмосферу времен борьбы старообрядцев за свою веру. «Стихари» нараспев рассказывают о расколе в русской церкви, об отношении старообрядцев к миру соблазнов. В духовных стихах часто цитируется Евангелие, в нравоучительной форме напоминается о покаянии, о вечных мучениях за грехи людские.
Семейским старообрядцам, несмотря на гонения, удалось сохранить свои традиции. Наряду с восемнадцатью наименованиями других традиций из различных регионов мира их культура попала в список шедевров устного и нематериального наследия человечества.

Что необходимо сделать на семейской земле:

— Сходить на экскурсионный тур «К потомкам староверов». Путь в староверческое село начинается у вершины горы «Спящий лев». Вы пройдете до Музея быта староверов с интереснейшим собранием предметов старинного быта, костюмами, древними книгами и рукописями. Устанете от пищи духовной — добро пожаловать к столу, вас угостят блюдами старорусской кухни. После обеда вас пригласят на семейское подворье на игры и обряды с участием фольклорного ансамбля.
— Сходить на экскурсию «Деревня мастеров». Фольклорный коллектив встретит вас в деревне Десятниково, после традиционных семейских песен и хороводов вы посетите мастерскую традиционных промыслов. На ваших глазах мастера изготовят сувениры из бересты, ивового прута, бисера. Далее ваш путь — в подворье с прекрасно сохранившимися домовыми росписями.
— Посетить святое место Жарчиху. Это экскурсия по местам, связанным с жизнью и духовным подвигом священномученика Афанасия. Вы пройдете от дома, где проживал епископ Афанасий, к скале с пещерой, куда владыка, опасаясь репрессий, ночами прятал церковные книги и иконы в 1936 году.
— Съездить на экскурсию «По пути Аввакума». Из села Посольск ваш путь пройдет по аввакумовским местам Забайкалья. На берегу Байкала вы посетите Посольский монастырь, основанный в 1681 году. Подниметесь на гору «Спящий лев», на вершине которой установлен крест в память о пути Аввакума по реке Селенга.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна