Архитектурно-ландшафтная экспозиция в деревне Малые Карелы
Само название деревни говорит об истории этих мест. В XVII веке в результате русско-шведской войны западная Карелия отошла к шведам. Десятки тысяч православных карел начали покидать свою родину и двинулись на юго-восток, в Тверскую губернию, и на север, на западное побережье Белого моря и в низовья Северной Двины. И сейчас почти половина карельского народа живет в Тверской и Новгородской областях. Переселенцы, пришедшие в низовья Двины, поселились на землях Лявленского монастыря и дали название двум деревням – Большие и Малые Корелы и речке Корелке. Переселенцы быстро обрусели, и о происхождении местных жителей напоминают только названия деревень и речки.
Инициатива создания музея принадлежала главному архитектору Архангельской научно-реставрационной мастерской В.А. Лапину, изложившему в 1963 году в Министерстве культуры РСФСР программу его строительства. В качестве авторов генерального плана музея выступили московские архитекторы Б.В. Гнедовский и О.Г. Севан. Перевозка памятников началась в 1968 г. И 1 июня 1973 года перед первыми посетителями распахнулись его ворота. На территории музея шесть секторов. Каждый сектор представляет собой модель поселения с характерной для того или другого района планировкой и наиболее типичными постройками. В настоящее время сформировано четыре сектора: Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский сектора. В них размещено 120 памятников: церкви, часовни, избы, амбары, бани, мельницы, колодцы. Предстоит строительство еще двух – Важского и Поморского.
В музее отражены все грани богатейшей северорусской культуры, прежде всего крестьянская архитектура. Русский народ внес достойный вклад в сокровищницу мировой культуры, в том числе это выдающиеся памятники народного зодчества. Еще в XVI-XVII вв. иностранные путешественники восхищались строительным мастерством русских плотников, возводивших избы, хоромы, храмы при помощи одного топора. При этом строители не пользовались проектами и планами, опираясь на собственный опыт и образцы, созданные предшественниками. Обычно храмы возводились на средства крестьянских общин. До наших дней сохранились «рядные грамоты», когда крестьянская община, нанимая артель мастеров, оговаривала в них лишь в общих чертах его тип (шатровый верх, круглая о восьми стенах), размеры и общую стоимость постройки. А дальше артель строила, как «мера и красота» скажут. И по всему северу возникали величественные храмовые ансамбли, организующие пространство всей округи. Имена большинства создателей выдающихся памятников неизвестны, но их творения говорят о таланте и мастерстве безвестных русских мастеров.
Живописная природа, интереснейшие архитектурные памятники давно сделали музей любимейшим местом отдыха горожан и гостей города.