Персональная выставка «Все круги АРТа» Заслуженного художника России Василия Николаевича Чекашова

С 15 апреля по 26 апреля 2025
18+
от 200 руб.

Персональная выставка «Все круги АРТа» Заслуженного художника России Василия Николаевича Чекашова. В год своего 70-летия и 55-летия творческой деятельности художник решил предоставить не хронологическую ретроспективу, а выборочную селекцию знаковых этапных произведений из девяти (по аналогии «кругов» Данте) наиболее ярких проектов за предыдущие 35 лет.

Экспозиция интересна тем, что показывает процесс постижения основной творческой цели автора в развитии. В проектах произведения не разделяются по жанрам и материалам: будь то станковая графическая или живописная работа, концептуальное изображение, нарратив или инсталляция, плакат или монументальное панно. Весь этот арсенал средств, форм и приемов художник для себя определил как граффекты, притчи, изостеризмы, дилататоры. Эти инструменты помогают вскрыть тайны психологических ландшафтов человека, его сосуществования с параллельными биологическими и физическими мирами на Земле.

Художник-философ объясняет необъяснимое. Он определил для себя абсолютное счастье и согласен с Шопенгауэром: «Высшая степень счастья — предаваться творчеству ума и при этом не испытывать материальной нужды.Одиночество и самодостаточность». Он не стремится к сотрудничеству с промоутерскими галереями, не придает значения монетизации своих работ. В его творчестве напрочь отсутствует коммерческая составляющая. Это дает ему независимую чистоту и честность взгляда, точность прицела.

Утверждение Чекашова, что человечество без войн теряет смысл жизни, легло в основу проекта «Время «Ч» (2022 год). Крупномасштабное эпическое панно «ART of WAR” («Искусство войны»), представленное на настоящей выставке, как бы в развитие темы насилия в «Гернике» Пикассо, показывает древо Зла. Как плоды чертополоха, на нем одиозные в лицемерном пафосе персонажи: Гитлер, Геббельс, Муссолини, Бизимунгу, Бен Ладен, Трумэн и другие. Ну как тут не вспомнить девятый круг ада Данте под стражем Люцифером всех предателей родины и предателей благодетелей.

Рефреном звучит холст “Blaues Blut” (с нем. «голубая кровь») из серии «Это человеческое» с факсимиле Ницше «Воля к власти». Серия крупных работ с международным языковым контентом, законченная в этом году, экспонируется на настоящей выставке впервые.

Чекашов — экспериментатор берётся соединять несовместимое. В инсталляции «Утренняя казнь» (проект «Живописные аллегории»), которая открывает экспозицию, явно звучит дискуссия с Р. Магритом, а может с Д. Арчимбольдо. Но неоднозначные суд и казнь цитрусовых явно ввинчиваются в глубину спирали ада и нуждаются в сопровождении Вергилия по лабиринтам психоанализа. А не вызов ли это «Процессу» Кафки? А может, набоковскому «Приглашению на казнь»? Художник любит вслушиваться и даже вмешиваться в разговоры неодушевлённых предметов. « Жизнь вещей более значима и глубинна, нежели идентичных человеков, — утверждает автор. Во-первых, вещи вечны; во-вторых, переходя из эпохи в эпоху, из обихода в обиход, приобретают удивительно богатый и сложный характер своей сущности. Люди не научились и никогда не рассекретят коды вещей, ибо их мир живёт в другом временном пространстве и направлении. Именно поэтому предметы для людей (особенно камни и металлы) так магически притягательны, непостижимы и имеют главное тайное влияние на их поведение». В проекте « Тайные совпадения» винный штопор в величину взрослого человека, совсем перечеркивает все рациональное — он повесился. И Чекашов знает — почему.

Художник-исследователь. Мало увидеть невидимое. Больше-суметь об этом сказать соразмерно своему камертону и вкусу. Василий Чекашов долго работает над своими произведениями. Жизненный опыт, справочная и художественная литература, интернет — всё должно быть скрупулезно изучено, иначе неубедительно, фальшиво. С энциклопедической точностью, с документальной достоверностью, как архивариус, художник выводит свои произведения из ранга интерьерного атрибута в разряд музейных экспонатов. А вкупе с глубоко продуманным нарративом и оформлением (рамы — футляры) это ощущение только усиливается. Серии «Месть насекомых», «Геноцид», «Авиаглоссины» этому подтверждение. И благо, что автору хватает меры не скатиться в чистую анатомическую спецификацию Л. Плны или еще хуже «доктора смерти» Г. ф. Хагенса.

В проекте «Антропобренды», впервые представленном на этой выставке головными произведениями, показан стальной Петр Первый Великий, Царь всея Руси, Император государства Российского как познавательное пособие исторических заслуг, со всеми реформами, министрами, шутами, фрегатами, баталиями, жёнами, сёстрами и… сумасшествиями. Художник и сам на основе собственного эмпирического опыта создает и излагает любопытные исследования: типажи женщин по антропометрии ног, пальцев и цвету педикюра (диптих « Он-Она») или вычисление стоимости «крыши» в 90-е годы в «Непыльном калькуляторе».

Работы В. Чекашова на первый взгляд кажутся излишне инспиративны, если бы не глубинная ирония их подачи. Удивительно гармоничное сочетание вселенских проблем, поднимаемых автором, и остроумного юмора разбивает вдребезги всю сентенциозность вещания. Чего только стоит его «Marilyn Kennedy” с родинкой- портретом президента США (булыжник в огород поп-арта)… или «Пей первым!», где пивная кружка в виде кастета на фоне «научных» исследований пивного алкоголизма населения.

Проект «Граффекты» был впервые представлен в 2011 году в Центральном доме художника на Крымском валу. В настоящей экспозиции представлены его флагманские программные вещи. «Мобильный за миллион евро», «Без названия» (брендовая косметика-динамит с часовым механизмом), «Memento Mori»— ироничная горькая усмешка над консьюмеризмом. Воспитанный на творчестве А. Дюрера и Г. Доре, художник обладает крепкой профессиональной выучкой: от живописных приемов, почти математических композиционных конструкций до монументальных произведений. Такой уровень дивертисментов изобразительного рукоделия даёт ему внутреннее право переступить через общепринятое в искусствоведческой среде понятие индивидуального узнаваемого стиля. Его стиль — путешествие в безбрежном океане идей, грёз, смыслов в своем главном призвании — поиске идеала. В достижении этой цели (а для художника важнее сам процесс поиска) он не ограничивает себя надуманными канонами в угоду стилю, даже если это будет в ущерб его творческой репутации.

Художник-поэт и музыкант пишет «Зримые песни». Так называется нотный альбом с авторскими текстами песен (2019 г.)

«Эти странные, странные, странные полутона…

Цветность их странным образом жизни утомлена.

Странным образом вызову я странно-тихих зверей

И отдам на съедение странных лесных дикарей»

(из песни «Монохромный мотив»).

Василий Чекашов выпустил два музыкальных альбома, готовится третий. Он играл живые концерты своих произведений и песен В.С. Высоцкого с легендами российской рок-сцены О. Сакмаровым, М. Гусельщиковым, С. Рыженко, солировал с собственными песнями и хором VITA VOCE под управлением Л. Звягинцевой.

Творчество В. Чекашова — песня звучная, яркая и громкая, порой просто оратория (панно «Культура»). Но бывают и простуженный саксофон, и расстроенное банджо («Партагас партайгеноссе! Куба, мы твои матросы». Отголосок детства — мечта уехать на остров Свободы и строить революцию вместе с команданте Фиделем). А как задушевно звучат флейты в трогательной серии «Русские женщины»: проплаканная «брошенка» Вера, модель-«задавака» Настя…

Выставка «Все круги АРТа» готовит зрителю удивительные сюрпризы. Все изображенные персонажи, и неодушевленные в том числе, очень харАктерные. Их слышно, они звучат, с ними можно беседовать и проясняться. Всё по Льву Толстому — искусство есть одно из средств общения людей… их способность заражаться чувствами друг от друга.

Настоящая выставка — смелый эксперимент, большой оркестр, где каждый проект это группа ведущих инструментов под управлением дирижера Василия Чекашова. Оркестр играет не финал. Звучит попурри к увертюре главного произведения демиурга.

Самое удивительное — впереди.


P. S. К сожалению, на настоящей выставке автор представлен далеко не в полном объеме. Здесь отсутствует громадный массив собственно плаката, нет сценографии, образцов архитектуры, интерьерного и графического дизайна, корпоративных стилей, торговых марок и логотипов. Это темы отдельных проектов.

Куратор выставки Марина Курьянова


Выставочный зал РОО «МСХ»

Улица Рождественка, д. 6/9/20, стр. 1/ул. Кузнецкий мост, 20/9/6, стр. 1

Режим работы: с 12.00 до 19.00 Вторник–Воскресенье.

26 апреля 2025 с 12.00 по 15.00

Понедельник — выходной.

Стоимость входных билетов:

200 рублей — для посетителей.

100 руб. — для пенсионеров, студентов и школьников.

Свободный вход для студентов художественных ВУЗов, представителей льготных социальных категорий и членов МСХ.

Проезд до станций метро: «Кузнецкий мост», «Лубянка».

Контактные телефоны: +7 495 624-79-52


Об авторе:

Чекашов Василий Николаевич.

Заслуженный художник России.

Родился 18 апреля 1955 года в Магнитогорске Челябинской области.

Выпускник художественно-графического факультета Магнитогорского

пединститута, 1978 г., Ленинский стипендиат. Творческие мастерские Венской Академии художеств, 1990 г.

С 1987 года живёт и работает в Москве.

Художник, дизайнер, сценограф, поэт, композитор, певец. Автор двух книг по искусству плаката и альбома с текстами песен и нот. Выпустил два музыкальных СD.

Имеет более 40 персональных крупномасштабных тематических выставок в России и за рубежом. Обладатель Гран-при, лауреат российских и международных конкурсов социального плаката. Является автором логотипа газеты «Комсомольская правДА!», главного Приза Международного кинофестиваля «Сталкер», эмблемы государственного празднования 55-летия Великой Победы.


Творческий диапазон автора очень широк: плакат, монументальная и станковая живопись, архитектура, сграффито (цветные цементы), дизайн интерьеров, арт-объекты, сценография, торговые марки, фирменные стили компаний, иллюстрирование книг, фотография.

Социально-политический плакат — основная сфера творческой деятельности художника.

В. Чекашов является родоначальником нового направления в искусстве плаката: плакат-провокация, плакат-притча, граффекта. Его выставки проходят в форме развёрнутых дискуссий со зрителями.

Серию плакатов по профилактике СПИДа приобрёл и использовал в своей работе фонд «Огонёк — АнтиСПИД»; антифашистские плакаты находятся в Государственном музее истории революции и в историческом музее г. Владимира. Ряд плакатов автор передал в дар Музею современной истории города Москвы и Государственным выставочным комплексам в Нижнем Новгороде, Челябинске и Магнитогорске.

Василий Чекашов внёс весомый вклад в развитие издательско-полиграфического дела России. Разработал основополагающие направления, создал огромную базу графического дизайна и стиля целого ряда самых крупных отечественных массовых печатных изданий.

Художник на протяжении многих лет плодотворно сотрудничает с газетой «Комсомольская правда». За время работы главным художником Редакционно-издательского центра АОЗТ «Комсомольская правда» качественно реформировал внешний облик издания. Главный логотип газеты «Комсомольская правДА» принадлежит его руке. Разработал художественно-дизайнерские концепты и логотипы вкладок «Клубный пиджак», «КП в Москве», «КП-Спорт», «Деловой вторник» и др. Создал графический стиль «Комсомолки» к 70, 75-летним юбилеям газеты (сувенирная продукция, деловая документация, плакаты на улицах Москвы). Автор плакатов, призов, дипломов, а также главный художник-постановщик многих культурных акций, проводимых газетой.

Художник оформил ряд книг, брошюр, каталогов, газет и календарей. Цикл корпоративных буклетов: газеты «Комсомольская правда», «Проф-медиа», Московской гильдии риэлтеров, галереи «Сегодня», предприятия «Окна Москвы» и мн. других. Календари: «Национальная слава России. XX век», «Начинай день с нами!» газеты «КП», журнала «PRO-спорт».

Автор графического стиля и логотипа газеты Московского Союза художников «Новости МСХ». Художник оформил обложки журналов: «Новое время», «Огонёк», «Русская виза», «Модель», «Стоп-кадр», «Актёр России», «Киноуспех». В.Чекашов создал целый ряд ёмких по замыслу товарных знаков, эмблем и фирменных графических комплексов: Пенсионный фонд Сбербанка России, Академия творчества России, Российский Союз молодых предпринимателей, Агенство деловой информации «СорокА», народная праздничная лотерея «Золотые имена», Международный правозащитный фестиваль «Сталкер», сеть магазинов итальянской обуви и одежды «Цезарс», ЗАО «Интермедиагруп», строительная компания «Реставратор» и мн. др.

Василий Чекашов целенаправленно работает по укреплению государственности, популяризации и повышению престижа державности Российской Федерации посредством графических образов. Художник является автором государственной эмблемы всенародного празднования 55-летия Великой Победы. За активное участие в подготовке 60-летнего юбилея награждён памятной медалью «60 лет Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов».

Работает в области нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Автор плакатов и исполнитель монументального панно на здании советской делегации XII Всемирного фестиваля молодёжи в Пхеньяне. Сценограф Всесоюзного студенческого форума (Москва), Международной Пагуошской конференции молодёжи «За мир без ядерных войн». Автор символики и выставки политического плаката в составе делегации Российской молодёжи в Вене, Праге, Баку, Минске.

В.Чекашов — художник-постановщик торжественных концертов, посвящённых 275, 276, 277-летним юбилеям Генеральной прокуратуры России (Москва, Кремлёвский Дворец съездов, Государственный концертный зал «Россия»), 75-летию Московского Арбитражного суда (мэрия Москвы), Дню дипломатического работника МИДа России, Всероссийскому празднику — Дню пограничника (Москва, Кремлёвский Дворец съездов). Автор художественно-дизайнерской концепции раздела московских плакатистов на юбилейной выставке МСХ в ГВЗ «Новый манеж» в 2007 году.

Художник реализовал свой главный проект «Россия — Родина моя» — крупномасштабные персональные выставки плакатов, инсталляций, видео-арта по городам России. Осенью 2007 г. прошла выставка в Сочи; в июне 2008 г. — во Владимире; весной 2009 г. — в Нижнем Новгороде, в марте 2010 г. — в Челябинске, в мае — в Магнитогорске, в ноябре — в Москве. Идейная основа проекта — возрождение России, ее незыблемой суверенности, создание обстановки толерантности, духовности и уважения личности человека.

В настоящее время автор продолжает работу по укреплению главных ценностей российского государства. Экспонирует работы, осуждающие панукраинский нацизм и агрессивную гегемонистскую деятельность Запада. Участвует в коллективных выставках в кадетских колледжах, библиотеках и др. учреждениях города Москвы.

За активную выставочную деятельность и плодотворную работу по воспитанию молодёжи Президиум Верховного Совета СССР в 1986 году наградил художника Орденом «Знак Почёта». В 1989 году Василий Чекашов награждён знаком ЦК ВЛКСМ «Трудовая Доблесть». В 2007 году за возрождение высоких духовных идеалов художнику вручен Орден «Служение Искусству». Награжден специальной премией Тульской епархии РПЦ, имеет дипломы Российской академии художеств и Московского Союза художников, награды общественных и музейных организаций.


Подробнее: chekashov.ru.



Персональные выставки:

1972 Портреты спортсменов (графика). г. Октябрьский (Башкирия)

1984 Передвижная выставка графики и плаката «Молодые строят будущее!». г. Магнитогорск

1989 Графика, пастель. Москва, Отдел культуры ЦК ВЛКСМ

1991 Графика, плакат. Вена (Австрия)

1991 Графика, плакат. Хорн (Австрия)

1991 Графика, плакат, акварель. Будапешт (Венгрия)

1991 Графика, плакат, акварель. Берлин (ГДР)

1991 Графика, плакат. г. Минск (Беларуссия)

1993 Плакат. Зинген (Германия)

1993 Графика, зрелищный плакат. Москва, кинофестиваль «Созвездие»

1993 Живопись. Москва, театр «Вернисаж»

1994 Передвижная выставка плаката по городам Золотого кольца России.

1996 Социально-нравственный плакат. Москва, редакция газеты «Комсомольская правда»

1996 Плакат. Москва, управление культуры ВАО

1997 Социально-политический плакат. Москва, Центральный дом Союза кинематографистов

2000 Пастель, акварель. Вена (Австрия)

2001 Живопись. Зинген (Германия)

2002 Социально-политический плакат «Кто ты, человек?». Москва, Музей современной истории России

2002 Артобъекты. Шаффхаузен (Швейцария)

2005 Выставка-контроверза «Кто сказал, что плакат умер?». Москва, Московский Союз художников

2005 Выставка-акция «Социальная диффамация». Москва, Центральный дом Союза кинематографистов

2006 Объект — антиСПИД. Москва, Центральный дом Союза кинематографистов

2006 Социально-политический плакат «Молодежь и планета». Москва, ВДНХ

2007 Живопись, плакат, объект, арт-видео «Обратная сторона плаката». Москва, Кузнецкий мост, 20

2007 Плакат «Молодежь и будущее». г. Сочи

2008 Социально-нравственный плакат. Москва, ВДНХ

2008 Выставка-дискуссия «Плакат жив». г. Владимир, Областной центр народного творчества

2009 Плакат, инсталляции, живописные аллегории, арт-видео «АРТпечаток времени».
г. Нижний Новгород, ГВК

2010 Плакат, граффекты, инсталляции, дилататоры, живописные аллегории, арт-видео «Хочешь плакат ь?». г. Челябинск, Музей искусств

2010 Плакат, граффекты, инсталляции, дилататоры, живописные аллегории, арт-видео, арт-фото «Моё искусство не знает границ». г. Магнитогорск, Городская картинная галерея

2010 Живописные аллегории, плакат, графика. Москва, ВЗ «Тушино»

2010 Выставка плаката к 65-летию Великой Победы в рамках XXXII Международного кинофестиваля в Москве. Центральный дом Союза кинематографистов

2010 Живописные аллегории, граффекты, инсталляции. Проект «Тайные совпадения». Москва, ВЗ «Тушино»

2011 Граффекты, инсталляции «…В состоянии граффекта». Москва, Центральный дом художника

2012 Социально-политический плакат. Съезд участников регионального движения газеты «Комсомольская правда». Москва

2013 Плакат, графический дизайн, торговая марка, фирменный стиль, полиграфия. Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года

2013 Живописные аллегории, граффекты, видео-инсталляции, арт-фото, арт-объекты. Выставка-инспирация «Биодиффузия». г. Киров, Вятский художественный Музей В. М. и А.М. Васнецовых

2013 Плакат «Сильная Россия — здоровая Россия». Москва, больница Центросоюза РФ

2015 Социальный плакат, зрелищная афиша, графический дизайн товарных знаков «Плакат-Знак/избранное». Москва, Московский Союз художников

2016 Дилататоры, инсталляции, видео-арт, крупномасштабные плакаты-притчи, мега-плакат. Выставка социального плаката «Нарисуй Родину!». г. Нижний Новгород, Государственный выставочный комплекс

2016 Граффекты, арт-объекты. Проект «Биопунктура» Москва, Московский Союз художников

2022 Графика, монументальные панно. Проект «ВРЕМЯ Ч» Москва, Московский Союз художников

2025 Плакат «Диаграмма времени» (к 70-летнему юбилею автора). Москва, Старосадский пер., 5. Московский Союз художников


Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события
29 марта

Сведения предоставлены организацией РОО «Московский Союз Художников» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна