Зелёные дворцы. Пять веков регулярного парка

С 18 января по 18 мая 2025
от 450 руб.

Выставка «Зеленые дворцы» рассказывает об истории садового искусства Европы и России от эпохи Возрождения до наших дней. В экспозиции — архитектурные планы, чертежи, гравюры, зарисовки, театральные эскизы и три сотни фотографий, которые куратор выставки сделал во время экспедиций по многим странам мира.

 

Автор выставки-альманаха — доктор искусствоведения, профессор РГГУ и знаток паркового искусства Борис Соколов — исследует историю регулярного парка и связь исторических садов с современными. Регулярный сад построен на идеях геометрии и перспективы, он демонстрирует победу над хаосом и власть над жизненными обстоятельствами. Этот древнейший тип сада существовал ещё в Междуречье и Древнем Египте и востребован до сих пор.

 

Как устроена выставка

Экспозиция занимает девять залов. В зале «Сад и космос» находится инсталляция художницы Наны Абдрашитовой (по совместительству архитектора экспозиции), описывающая, как симметрия раковины наутилуса может повторяться в симметрии целого парка. Залы «Кипарисы Юга» и «Тюльпаны Севера» рассказывают о пышных садах Италии, Испании и Португалии и строгих парках Голландии и Дании. Отдельный зал посвящен Версалю, его бескрайним панорамам, сокровенным боскетам и изысканным фонтанам. Один из лейтмотивов, который использовал куратор — история о «Войне садов» между королем Людовиком XIV и его претенциозным министром финансов Никола Фуке, в ходе которой были созданы два лучших парка Франции, Во-ле-Виконт и Версаль.

Особенной любовью куратора пользуются европейские сады эпохи маньеризма и скульптуры, ставшие их визитными карточками: знаменитый «Парк Чудовищ» в Бомарцо, Апеннинский колосс на Вилле ди Пратолино в Тоскане, скульптуры Микеланджело в Садах Боболи во Флоренции, «зеленая женщина» в Затерянных садах Хелиган в графстве Корнуолл и Вилла Скарцуола, созданная в 1950-е годы архитектором и дизайнером Томазо Буцци, который преобразуя средневековые руины францисканского монастыря в собственную версию идеального города по мотивам романа «Гипнэротомахии Полифила».

В одном из залов куратор Борис Соколов объясняет, что во все времена сады влияли друг на друга, заимствовали детали, перенимали решения: например, Большой каскад в парке замка Сен-Клу послужил прототипом Большого каскада в Петергофе, а Версаль вдохновил строителей парка Королевского дворца в Казерте.

 

Самый главный экспонат

Точкой отсчета всей истории регулярного парка куратор предлагает считать 1499 год, когда в Венеции был издан роман Франческо Колонны «Гипнэротомахия Полифила» с многочисленными иллюстрациями. Мистическое путешествие главного героя (он тоскует по возлюбленной, и при этом спит и видит сны) приводит его в сады из стекла, в водный лабиринт, на остров-сад Кифера. Воображаемые сады, описанные в нем, послужили основой для реальных садов Италии и отчасти Версаля. Роман был очень популярен (к примеру, он упоминается в «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле) и переведен на несколько языков. Старинные экземпляры этой книги хранятся в Российской Государственной библиотеке и Библиотеке Академии наук, а в течение четырех месяцев один из них можно будет увидеть в «Царицыне». Полный русский перевод «Гипнэротомахия Полифила» начал в 1997 году куратор выставки «Зеленые дворцы» Борис Соколов.

 

Выставка продолжает цикл, начатый в «Царицыне» несколько лет назад. В 2017 году в Хлебном доме с большим успехом прошел «Садовый спектакль», который стала первым в России проектом, посвященным пейзажному стилю в садовом искусстве XVIII века, а двумя годами позже — «Сады Серебряного века» о садах и парках эпохи символизма и модерна. Каждое лето, начиная с 2018 года, в «Царицыне» проходит Фестиваль исторических садов. Сам царицынский парк давно стал частью музейной экспозиции: например, во время V Триеннале текстильного искусства весной 2025 года будут созданы ландшафтные арт-объекты в технике ткачества, которые будут стоять в парке под открытым небом.

 

К выставке «Зеленые дворцы» уже издан каталог, в котором материала вдвое больше, чем в экспозиции. В параллельной программе запланированы лекции и кураторские экскурсии.

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события
18 января
Сведения предоставлены организацией ГБУК г. Москвы «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна