Быть в материале. Современное искусство керамики
В музее-заповеднике «Царицыно» 13 июля открывается выставка об искусстве керамики и его связи с промышленным дизайном. В экспозиции — эскизы и чертежи авангардистов начала XX века, давших толчок к развитию дизайна в СССР, и работы художников Виктора Решетникова и Татьяны Бригадировой, чьи идеи заимствуют дизайнеры сегодня.
Бригадирова и Решетников — очень разные художники. Они используют диаметрально противоположные творческие методы. У Татьяны — камерная, интимная керамика, у Виктора — мощная, балансирующая на грани с монументальностью. Но при всем этом в работах обоих присутствуют лаконизм, функциональность, эксперименты с пространством, что роднит их с дизайном. Чтобы раскрыть характерные черты каждого автора, куратор и архитектор экспозиции использовали очень простой ход — они разделили выставку напополам. Например, зал «Геометрия» полностью посвящен работам Решетникова, а зал «Свет и тень» — работам Бригадировой. На контрасте легко увидеть, насколько художники разные, как по-разному смотрят на мир и разное в нем видят, и удивиться, что работы их созданы из одного и того же материала — самой обычной глины.
В «Царицыне» хранится выдающаяся коллекция авторской керамики XX века, которая постоянно пополняется. 2019-й был объявлен в музее «Годом керамики», в рамках которого прошли пять тематических выставок, в экспозиции которых были представлены работы современных художников, а также произведения Пабло Пикассо, Жоана Миро, Михаила Врубеля и многих других, кто в том числе работал и с керамикой. В 2022 году в Большом дворце прошла выставка Владимира Петрова и Натальи Полторацкой, мастеров классической московской школы керамики 1960-х годов, а в 2023-м — персональная выставка ведущего художника Императорского фарфорового завода Татьяны Чапургиной. В этом году музей показывает двух важнейших современных московских авторов — Татьяну Бригадирова и Виктора Решетникова, последние сорок лет работающих на границе двух миров: искусства и дизайна.
Первое серьезное разделение искусства, ремесла и дизайна произошло во времена промышленной революции в конце XVIII века. Спустя столетие в Англии возникло движение «Искусства и ремесла» (Arts and Crafts), последователи которого возвращали ценность ручного труда, провозглашали красоту вещей, созданных человеком, а не машиной. В XX веке на сцену вышел немецкий Баухаус, основатели которого, наоборот, боготворили индустриализацию и считали, что ремесла (да и искусство тоже) должны быть у нее в услужении. Ту же авангардную для своего времени концепцию постулировали и образованные в Москве в 1920 году ВХУТЕМАС.
Часть выставки «Быть в материале» как раз рассказывает об удачной интервенции искусства на территорию промышленного дизайна в начале прошлого столетия, когда художники сумели привнести в текстильную и фарфоровую промышленности супрематические идеи и красоту конструктивизма. В экспозиции — эскизы тканей Варвары Степановой и Любови Поповой, эскизы росписей тарелок Алексея Колосова и Ирины Рождественской. Достаточно одного взгляда на эти работы, чтобы понять, насколько сильна тенденция к взаимопроникновению искусства и дизайна в декоративно-прикладном искусстве. Специалисты десятилетиями спорят, где проходит водораздел между ремеслом, коллекционным дизайном, малотиражной художественной промышленностью и, собственно, искусством. В последнее столетие искусство все чаще становится источником идей для дизайнеров, а дизайн помогает художникам актуализировать творческие порывы. Эта взаимосвязь как раз фиксируется на выставке «Быть в материале».
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.