Лекция «Бытовые танцы эпохи Возрождения»

Событие завершилось

В развитии мировой культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем, еще неразвитость капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени. Складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Идеалом стала гармоничная, сильная, свободная, духовно богатая личность — «универсальный человек». В эпоху Возрождения бытовой танец приобретает большое значение. Без него не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества, достигшие порой необычайной яркости и великолепия. В дворцовых залах итальянских вельмож устраиваются театральные представлении типа интермедий с песнями и танцами. Балы во Флоренции XIV — XVIв.в. это образец великолепия, красочности, изобретательности. Танцы составляют основу этих роскошных зрелищ. Итальянские учителя танцев приглашаются в различные страны. На домашних и уличных празднествах также исполняются разнообразные танцы, придающие этим увеселениям оригинальность и красоту. Пышные празднества и увеселения, балетные представления утверждаются и в Париже и Франция становится законодательницей бального танца. Парижская Академия танца, сыгравшая большую роль в развитии танцевальной культуры Франции (созданная в 60- годы XVII в.) многие годы регламентировала стиль и манеру исполнения «бальной хореографии». В задачу академии входило установить строгие формы отдельных танцев, выработать и узаконить общую для всех методику преподавания, совершенствовать существующие танцы и изобретать новые. Новые танцы и новые движения деятели Академии часто заимствовали у народной хореографии. Французская народная культура была основной и движущей силой, обеспечившей цветущее развитие музыки и танца. В Италии, Франции, Англии, Испании возникает много новых танцевальных форм. Различные слои общества имеют свои танцы, вырабатывают манеру их исполнения, правила поведения во время балов, вечеров, празднеств. Народная танцевальная культура была тем источником, откуда черпались движения, фигуры и целые танцевальные композиции. Музыканты заимствуют из народных песен и танцев мелодии и ритмы для опер, романсов, танцевальных сюит. Итак, придворные танцы эпохи Возрождения в большинстве своем — народные танцы, переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета. Только незначительное число танцев возникло непосредственно в дворцовой среде. Стиль дворцовой хореографии слагался постепенно, это был длительный процесс. Некоторые исследователи считают, что в эпоху Возрождения вообще не было устойчивых и определенных танцевальных форм. Техника танцев XIV — XV веков необычайно проста, в основном это променадные танцы без регламентированного рисунка, а композиция была построена на поклонах, приближения и удаления исполнителей друг от друга. Движения ног составляли мелкие шаги. Почти все танцы сопровождались бесконечными поклонами, французские поклоны исполнялись вправо, а итальянские влево. Поклоны были частью придворного этикета. Появляется много новых танцев, но различные слои общества еще долго сохраняют танцы, популярные в эпоху позднего средневековья. Народ по прежнему любит бранли, а при дворе — променадные. Народ исполнял бытовые танцы в простой и естественной манере, не придерживаясь специальных правил. Этикет придворного общества был очень строгим, он регламентировал тончайшие детали поведения и соблюдения правил этикета считалось обязательным во время всех аудиенций, церемоний, придворных прогулок, ужинов, танцевальных вечеров. Все это привело к появлению учителей танцев, изящных манер. Большое внимание уделялось исполнению реверансов (почтительного поклона дам) и поклонов кавалера, которые были не только приветствием, но и танцевальными фигурами. Все реверансы и поклоны зависели от формы и покроя одежды, отсюда объяснялась сдержанность и подчеркнутость осанки. У дам были платья из тяжелой материи с длинным шлейфом, у мужчин — кафтаны, обтягивающее трико и длинные башмаки с загнутыми носами. Одежда сковывала свободу движений. Особое внимание в поклоне уделялось умению кавалера обращаться со своим головным убором, класть руку на эфес шпаги, откидывать пелерину — все должно было исполняться красиво и грациозно. Развитию танцевального искусства способствовали итальянские и французские хореографы и теоретики, создавались новые танцевальные формы, строгой канонизации танца. Бытовой танец эпохи Возрождения — танец парный, танцующие стоят ближе друг к другу, внимание уделяется движению рук, носить платье, держать корпус, снимать шляпу, приветствовать партнера и гостей. И в XVII веке французская хореография обогащается новыми движениями, более сложными и изящными, чем итальянская. Развитию танцевальной культуры способствует музыка, но со временем танцевальная музыка приобретает все большую самостоятельность. Балы, торжественные и танцевальные вечера становятся особенно популярными, куда приглашалось только избранное общество. Во время балов нередко давались балетные представления, где выступали знаменитые певцы и танцоры. В песнях и танцах прославляли короля, его войско, демонстрировали богатство страны, преданность подданных. В дальнейшем, по распоряжению Людовика XV вводятся платные общественные балы в здании оперного театра. Народный и бытовой танец Франции XVI-XVII веков сыграл большую роль в развитии балетного театра и сценического танца. Популярные танцы эпохи Возрождения, такие как Павана, Гальярда, Вольта, Сарабанда, Алеманда, Гавот, Куранта, Менуэт надолго пережили свою эпоху и были известны до начала XIX столетия.

Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна