Впрочем, пребываю к вам доброжелательная
Музей-заповедник «Царицыно» празднует 295-летие со дня рождения Екатерины II, без которой не было бы ни дворцов, ни «нежной готики», ни самого слова «Царицыно». В память об императрице и её неуемной фантазии с 21 апреля в Большом дворце откроется капсульная выставка, представляющая избранную иконографию императрицы.
Российской императрице, пожелавшей иметь близ Москвы летнюю увеселительную резиденцию, в музее-заповеднике «Царицыно» посвящены две масштабные экспозиции («Екатерина II. Золотой век Российской империи» и «Царицыно Екатерины II») и самый главный экспонат — скульптура, созданная в 1896 году Александром Опекушиным и с 2007 года украшающая Екатерининский зал Большого дворца. Новый выставочный проект — дополнение к уже рассказанной истории. Три десятка портретов Екатерины II — на них императрица стоит, сидит, смотрит на художника прямо или искоса, изображена анфас и в профиль — экспонируются рядом на одной стене: их можно охватить одним взглядом, почти не мигая.
Среди портретов, участвующих в экспозиции, есть один, который Екатерина II любила больше других — работа кисти Петра Дрождина 1797 года. Художник писал императрицу, конечно, не с натуры (такой прерогативой пользовались лишь немногие придворные живописцы, чьи таланты безусловно признавались при дворе — например, Иоганн Лампи-старший или Федор Рокотов), а с одного из самых оригинальных в её иконографии портретов, созданного десятью годами раньше. Во время крымского путешествия императрицы в 1787 году по заказу Григория Потёмкина крепостной художник Михаил Шибанов изобразил императрицу в бархатном кафтане и собольей шапке, без скипетра, аллегорических животных и орденских лент. Екатерине неожиданно понравилась этот сдержанный образ, и впоследствии она просила копировать именно его, и впоследствии дарила копии приближённым и гостям. Оригинал Шибанова хранится в Русском музее в Петербурге, в «Царицыне» — его точная копия.
Ещё две картины, на которые стоит обратить внимание — это портрет, созданный в 1770-е годы Генрихом Бухгольцем (он писал в духе датского живописца Виргилиуса Эриксена, много лет проработавшего в России), и портрет кисти Леонтия Миропольского, отреставрированный в прошлом году в Петербурге по заказу «Царицына».
Один из двух объемных экспонатов — это арт-объект, созданный по мотивам коронационного платья 1762 года из фондов Музеев Московского Кремля. Группа из четырёх дизайнеров использовали современные технологии (плоттерную резку) и материалы (тайвек), чтобы повторить орнамент и аппликацию в виде двуглавых орлов, которой украшен оригинальный наряд. Макет платья сидит на двухметровом манекене и подсвечен изнутри так, чтобы каждая деталь была видна.
В названии инсталляции использована фраза, которой Екатерина II обычно заканчивала письма близким людям — к примеру, сыну Павлу или Григорию Потёмкину. На современный русский язык «впрочем, пребываю к вам доброжелательная» можно перевести как «искренне ваша» или «всегда на связи».
Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II в Большом дворце — прелюдия к празднованию 40-летия музея-заповедника «Царицыно». Выставка «Люди и фонды» откроется в начале лета, и будет не столько рассказывать о четырёх десятилетиях, ушедших на становление музея, сколько знакомить с нашими очень разнообразными коллекциями и людьми, продолжающими создавать музей прямо сейчас.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.