Лекция «Великие пианисты прошлого и настоящего». Фредерик Шопен. Продолжение»
К лучшим произведениям Шопена, в которые он вложил столько души и музыкальной мысли, можно отнести этюды: в них он внес, помимо техники, составлявшей до Шопена главную и чуть ли не единственную цель, целый поэтический мир. Эти этюды дышат то юношеской порывистой свежестью, как, например, Ges-dur (соль-бемоль мажор), то драматическим выражением (f-moll, c-moll). В эти этюды он вложил мелодические и гармонические красоты перворазрядные. Всех этюдов не перечтешь, но венцом этой чудной группы является этюд cis-moll, достигавший, по своему глубокому содержанию, бетховенской высоты. Сколько мечтательности, грации, дивной музыки в его ноктюрнах! В фортепьянных балладах, форму которых можно отнести к изобретению Шопена, но в особенности в полонезах и мазурках Шопен является великим национальным художником, рисующим картины своей родины». Фридерик Шопен является автором многочисленных произведений. В основном, он сочинял фортепианные произведения, он написал лишь 2 симфонических оркестра. Он изменил многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение Шопен обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. Среди сочинений Шопена есть 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828—1844), фантазия (1842), 4 баллады (1835—1842), 4 скерцо (1832—1842), экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано, также он написал несколько песен. Одним из самым известным его произведением является Фантазия-экспромт в до-диез миноре. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством. В своих произведения, Шопен использует польские жанры и фольклор. Например, в своих произведениях он превратил мазурку, которая являлась польским народным танцем, из народного фольклора в профессиональное произведение. Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена. Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку. Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном: например Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, Адольф Нурри, Генрих Гейне, Адам Мицкевич, Эжен Делакруа, Агатон Гиллер и многие другие. Шопен также сталкивался с профессиональной оппозицией своему творчеству. По преданию, один из его главных прижизненных конкурентов, Сигизмунд Тальберг, вышел на улицу после концерта Шопена громко закричал и на недоумение своего спутника ответил: весь вечер было одно piano, так что теперь нужно хоть немного forte (По свидетельствам современников Шопен совсем не мог играть форте, верхней границей его динамического диапазона было приблизительно меццо-форте). В отличие от Ференца Листа, который в основном трактовал фортепиано как инструмент, способный воспроизвести грандиозное звучание оркестра, Шопен разрабатывал возможности свойственные лишь фортепианным тембрам. В период жизни в Варшаве Фридерик Шопен играл и создавал музыку на рояле польского мастера Буххольца. Позже, во время жизни в Париже, он приобрел для себя инструмент от Плейеля, который Шопен оценил словами «нет ничего лучше!». Подружившись с композитором в Париже, Ференц Лист описывал звучание этого рояля Шопена как «союз хрусталя и воды». В своем доме в Лондоне Шопен хранил три инструмента, и об этом он писал в одном из своих писем: «У меня есть просторная гостиная с тремя роялями: Плейель, Бродвуд и Эрар». В 2010 году созданная Полом Макналти копия рояля Плейеля шопеновского времени, оригинал которого находится в Парижском музее музыкальных инструментов и датируется 1830 годом, впервые прозвучала в столице Польши на концертах варшавского ансамбля Musicae Antiquae Collegium Varsoviense. В 2018 году реплика рояля Буххольца (подобного тому, который принадлежал когда-то семье Шопена), также созданная Полом Макналти, была впервые представлена публике в Театре Велки — Польской национальной опере и была использована в Первом международном конкурсе Шопена на исторических инструментах. В конкурсе участвовала и реплика рояля венского мастера Графа, а также восстановленные старинные рояли Плейеля, Эрара и Бродвуда.
Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.