Самые необычные головные уборы русских жён.Кика рогатая.
В старину головной убор был самым значимым и нарядным предметом женского костюма. Он мог многое рассказать о своей владелице — о ее возрасте, семейном и социальном положении и даже о том, есть ли у нее дети. На Руси девушки носили довольно простые по форме повязки и венки (венцы), оставляя открытыми темя и косу. В день свадьбы девичью косу расплетали и укладывали вокруг головы, то есть «окручивали». Из этого обряда и родилось выражение «окрутить девку», то есть женить ее на себе. В основе традиции покрывать голову лежало древнее представление о том, что волосы впитывают негативную энергию. Девица, впрочем, могла рисковать, демонстрируя косу потенциальным женихам, но простоволосая жена навлекала позор и несчастье на всю семью. Уложенные «по-бабьи» волосы покрывали стягивающейся на затылке шапочкой — повойником или волосником. Сверху надевали головной убор, имевший, в отличие от девичьего, сложную конструкцию. В среднем такой убор состоял из четырех-десяти съемных деталей.
Головные уборы русского юга
.
Граница между великорусскими Севером и Югом пролегала по территории
современной Московской области. К северной Руси этнографы относят
Владимир и Тверь, а к южной — Тулу и Рязань. Сама Москва испытывала
влияние культурных традиций обоих регионов. Женский крестьянский
костюм южных областей принципиально отличался от северного.
Сельскохозяйственный юг был более консервативным. Крестьяне здесь
в целом жили беднее, чем на Русском Севере, где активно велась торговля
с иноземными купцами. Вплоть до начала XX века в южнорусских деревнях
носили древнейший тип русского костюма — клетчатую понёву (поясная
одежда наподобие юбки) и длинную рубаху, украшенный подол которой
выглядывал из-под понёвы. По силуэту южнорусский наряд напоминал
бочонок, с ним сочетались сороки и кички — головные уборы, отличавшиеся
разнообразием фасонов и сложностью конструкции.
Кика рогатая
.
Слово «кика» происходит от старославянского «кыка» — «волосы». Это
один из древнейших головных уборов, который восходит к образам женских
языческих божеств. В представлении славян рога были символом плодородия,
потому носить их могла лишь «мужатая баба». В большинстве регионов
право носить рогатую кику женщина получала после рождения первого
ребенка. Надевали кику и в будни, и в праздники. Чтобы удерживать
массивный убор (рога могли достигать 20–30 сантиметров в высоту),
женщине приходилось высоко поднимать голову. Так и появилось слово
«кичиться» — ходить, задрав нос. С языческой атрибутикой активно
боролось духовенство: женщинам запрещалось посещать церковь в рогатых
киках. К началу XIX века этот убор практически исчез из обихода, однако
в Рязанской губернии его носили вплоть до ХХ века. Сохранилась даже
частушка: Рязанские рога
Не кину никогда.
Буду есть одну мякину,
А рогов своих не кину!
Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.