Выставка «Вера Матюх. Любить всё живое».

Событие завершилось

Состоялось открытие выставки "Любить всё живое" Веры Матюх.
Работы художницы представлены из частной коллекции её сына, театрального художника Алексея Евгеньевича Порай-Кошица.

Вера Матюх (1910-2003)

 «Любить все живое»

графика

Выставка Веры Матюх в Комарово — событие знаменательное. Здесь художница жила и работала более 50 лет: с конца 1940-х годов до 2003 года. Местом действия многих ее работ тоже было Комарово, где у Матюх и ее мужа Е.А. Порай-Кошица была академическая дача. В пору белых ночей комаровская платформа имела не только прямое функциональное назначение, но была также излюбленным местом встреч и времяпровождения молодежи. Кто-то приезжал на велосипеде, кто-то приходил с гитарой, и вот уже кто-то пританцовывал и заражал весельем других, как это показано в работе «Комарово. В ожидании электрички». Танцы были главной страстью В.Матюх, поэтому так много работ было сделано ею на эту тему («Танцы», «Танцы на снегу»). И если душа поет, а ноги просятся в пляс, то танцевать можно где угодно, даже ночью на загородном комаровском шоссе («Танцы на шоссе», 1969). «Я танцевала, и танцевала без конца», — вспоминала Матюх годы юности, когда в 1931 году она впервые приехала в Ленинград и оказалась в компании художников Павла Кондратьева и Льва Юдина — учеников Казимира Малевича.

Врожденное чувство стиля в сочетании с некой отстраненностью — острым, наблюдательным взглядом как бы со стороны (напомню, Матюх родилась в Берлине и до 13 лет прожила в Германии) — помогли ей увидеть и выявить пластические знаки советской эпохи: от хрущевской «оттепели» до горбачевской перестройки. Тут, конечно, не обошлось без врожденного жизнелюбия и любви к «жанру» — жизни большого города, молодежной субкультуре и богемной среде, в гуще которой оказалась молодая художница.

Вера Матюх впитала традиции авангарда из первых рук: конструктивизм — от В.Ермилова в годы учебы в Харькове, системы Матюшина, Филонова и Малевича — от Павла Кондратьева, методологию Гинхука — от Л.Юдина и К.Рождественского, пластику литографии — от Г.Верейского и Н.Тырсы. После войны работала бок о бок с А.Ведерниковым, Б.Ермолаевым, А.Капланом в Литографской мастерской.

Другой страстью Матюх, помимо танцев, был спорт. На теннисном корте она знакомится с Павлом Кондратьевым. На лыжах — делает один из своих автопортретов, а также портрет в красной куртке сына Алексея Порай-Кошица  — известного театрального художника, много проработавшего в ТЮЗе, Театре на Таганке, Малом драмтеатре и других театральных площадках России. Лыжные прогулка, сцены на лыжне и на горе, возвращение уставших ребят в вагоне электрички  — стали сюжетами многочисленных работ художника. Отдельно нужно упомянуть праздничный мир стадионов, где в центре внимания Матюх оказываются молодые девушки и парни, такие же, как и сама она.

Вообще молодежная тема является главной, стержневой темой всего творчества Веры Матюх, ей она была верна всю жизнь. Особенно ярко эта тема была реализована в годы «оттепели». Дух свободы и самостоятельной жизни были неотделимы от работы и заработков, и Матюх создала обширную и трогательную серию портретов рабочей молодежи — своих недавних сверстников, о жизни которых она знала не понаслышке. Помимо серии работ «Бензоколонка» к ним можно отнести литографии «Девушка в желтом платочке», «Мойщица», «Дождь», «За весами».

Название выставке дала литография «Любить все живое» (1986). В конце 1980-х — 1990-е годы Матюх создает серии «Мои современники» и «Уходящее», в которых вместе с жизненным опытом приходит мудрое приятие всех периодов жизни и светлая благодарность судьбе за прожитую жизнь. «Женщина кормит птиц», «Быть милосердным», «Мать», «Семья», «Бабушка с внуком», «Старики с внуком» — вот лишь малая часть работ этих серий.

Это были годы крушение старого уклада, и Матюх смогла достоверно и убедительно запечатлеть летопись перестройки. Шок от жестокого рынка и уродливых проявлений новой реальности удивительным образом сочетается у нее с неожиданной радостью и нежностью простых человеческих отношений, которые стали спасительным оберегом в эти непростые для страны и каждого человека годы. Ноты горечи и отчаянья звучат в листах «Наши мадонны» и «Солдатские матери». Но не только. В эти же лихие девяностые ею были созданы удивительно нежные и лиричные работы: «На ходу (Поцелуй на эскалаторе)» «Прогулка», «В метро», «Ритмы улицы». Их героями становились целующиеся парочки на улице или ступенях эскалатора, молодые люди с младенцем в коляске, торговка цветами на рынке в Апраксином дворе.

Вера Матюх прожила долгую жизнь, более шестидесяти лет были отданы искусству. Она никогда не останавливалась на достигнутом, и каждый успех был лишь началом следующего этапа, новых задач и новых достижений. За эти годы ею были созданы тысячи и тысячи произведений — рисунки, акварели, литографии, живопись, книжная графика. Ее наследие показывает крупного, самобытного художника и мудрого человека, оставившего нам завет — любить все живое!

 

Николай Кононихин


Сведения предоставлены организацией СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Курортного района» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна