Последняя опера Чайковского, «Иоланта» впервые увидела свет рампы за год
до смерти композитора, в 1892-м. Задумывалась она как часть смешанного
представления, которое делила с двухактным балетом «Щелкунчик».
Музыкальное родство обеих партитур несомненно, но сегодня «Иоланта» и
«Щелкунчик» чаще существуют на театральных подмостках порознь.
Очарование
и популярность сольных номеров, малая форма и сказочный сюжет со
счастливым концом сделали «Иоланту» удобным материалом для выпускных
работ консерваторцев и привлекательным репертуарным названием для
отечественной публики. Однако за фасадом благообразной сказки можно
разглядеть символистскую драму. Герои много рассуждают, но внешнего
действия почти нет, в их речах угадываются скрытые смыслы, в центре
истории — героиня, лишенная зрения, которой, «чтобы знать красу
вселенной», не нужен свет.
Пьеса датского поэта Хенрика Херца «Дочь
короля Рене» (1845) русской публике была знакома в переводе Владимира
Зотова. Она отвечала высказанному в последние годы желанию Петра Ильича
написать оперу на «сюжет не от мира сего». Композитор находил поэтичными
и саму историю, и либретто, сделанное его братом Модестом. Должно быть,
Чайковского пленяла героиня, которая не считает себя несчастной, потому
что ее согревает вера, и которая готова пожертвовать собой ради любви.
Музыкальная драматургия строится как движение от мрака к свету: от
беспокойного наваждения интродукции к гимну света и хвалебной молитве в
финале.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.