Поверхности
Ежегодная выставка керамических пластов откроется в Казаковском зале Большого дворца. Она объединит десятки современных художников, работающих с глиняной «бумагой».
«Царицыно не в первый раз обращается к этому жанру в искусстве керамики, в том числе и в исследовательских целях, так как в нем, как в лабораторной пробирке, видны тенденции — даже те, которые только намечаются, — рассказывает генеральный директор музея-заповедника “Царицыно” Елизавета Фокина. — В экспозиции можно проследить, как менялась работа художников с плоскостной керамикой на протяжении десятилетий, для этого на выставке наряду с новыми работами показаны произведения 1970-80-х годов из царицынской коллекции».
Жанр пласта предполагает работу исключительно с поверхностью. Фактуры, текстуры, роспись, рельеф и процарапка становятся основным арсеналом художника, желающего отдохнуть от объема и выбравшего для воплощения своих впечатлений, воспоминаний и эмоций керамический «холст». «Кто-то рисует палочкой, кто-то — кисточкой, кто-то сворачивает края и выгибает поверхность, задавая ей нужную пластику, — рассказывает куратор выставки, художница-керамист Татьяна Пунанс. — Именно возможность соединения рельефа с цветом делает пласт уникальным направлением в керамике».
Восьмые «Поверхности» отличаются от предыдущих семи. Во-первых, куратор приняла решение отказаться от принципа «один художник — одна работа», и у авторов появилась возможность показать сразу несколько произведений. Во-вторых, в зале можно будет прочитать комментарии художников, объясняющих свой выбор в пользу плоскостной керамики. «Ведь по-прежнему многие не понимают, что такое пласт — картина или объект, вешать это на стену или пытать установить на полке, — объясняет Татьяна Пунанс. — И вот художники, наконец, рассказывают, что именно заставляет их, до дрожи, до зуда, заниматься именно этим». Одно из самых интересных нововведений — отдельное пространство с экспонатами, к которым можно прикасаться.
В новой выставке «Поверхности» участвуют 65 художников. География проекта простирается от Санкт-Петербурга до Благовещенска. Из Перми приезжает скульптор Марина Еркович. Её работа «12» — аккуратно сложенные керамические мужские рубашки — отсылает одновременно и к Евангелию, и к поэме Александра Блока. Московская художница Елена Скворцова показывает охотничьи «Трофеи», выполненные из шамотной глины, москвич Константин Становов — абстрактные брутальные композиции, «пласты с торчащей геометрией», как их называет куратор. Работы художницы из Электростали Дарьи Демченко о материнстве напоминают книжные страницы со сценками из жизни молодых родителей. Композиция мэтра столичной школы Марины Степановой-Ланской составлена из керамических листов, на которых можно попробовать прочитать зашифрованные послания. Среди предметов из музейной коллекции — работы Вероники Ореховой и Раисы Щипаревой, советских художниц, работавших во второй половине XX века, когда пласт воспринимался буквально как «бумага». Второй год в выставке участвуют художники-стекольщики; они подхватили диалог, начатый керамистами, и показывают пласты из стекла.
Проект «Поверхности» стартовал в 2014-м и последние три года проходит в «Царицыне». Цикличность проекта, по мнению Татьяны Пунанс, очень важна: «Это как Олимпийские игры. Художники знают, что раз в год у них есть возможность встретиться с единомышленниками и показать свои работы, даже обретая в таком узком сегменте, как пласты». Для «Царицына», в фондах которого хранится уникальная коллекция декоративно-прикладного искусства второй половины XX века, работа с современными авторами представляет собой большой научный интерес, которому посвящено отдельное направление экспозиционно-выставочной работы музея.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.