Лекция «Петроглифы — магические знаки на башенных постройках, склепах»
В музее краеведения расскажут о петроглифах, магических знаках на башенных постройках и склепах, которые широко распространены по всей горной зоне Чеченской Республики.
Мероприятие пройдет в формате лекции. Для участия во встрече приглашены учащиеся СОШ с. Итум-Кали.
Ведущий мероприятия расскажет о том, что петроглифы встречаются на башнях и в Аргунском ущелье, и западнее, в Нашхе и окрестностях озера Галанчож, о том, что ученые считали, что петроглифы возникли в эпоху активного строительства башен и склепов, то есть в XI — XVI веках, но самые последние исследования показали, что они гораздо древнее и имеют сходство со знаками, нанесенными на керамику и металлические изделия племен кобанской культуры начала I тысячелетия до нашей эры, о том, что среди кобанских знаков встречаются почти в аналогичном виде и лабиринт, и двойные спирали, и солярные знаки различного вида, в том числе свастика с закругленными и прямоугольными концами, человеческая ладонь, змеевидные изображения, фигуры людей и животных. Такие петроглифы относятся к наиболее распространенным среди магических знаков, которые можно увидеть на средневековых архитектурных постройках горной Чечни.
Слушатели узнают о том, что чеченские петроглифы имеют параллели со знаками шумерского пиктографического письма, с буквами архаического этрусского алфавита и к наиболее часто встречающимся петроглифам относятся так называемые солярные знаки и различные изображения небесных светил и Вселенной, что связано с культом Солнца, одним из древнейших религиозных культов, распространенных не только на Кавказе, но и везде, где возникли древние цивилизации — культ Солнца был распространен среди нахов, по всей вероятности, еще с III–II тысячелетия до нашей эры и просуществовал почти до конца I тысячелетия нашей эры.
Лектор отметит, что культ Всемогущего и Великого Дела, единого Бога, властного над всем сущим на земле и небе, существовал у чеченцев еще до распространения христианства в Раннем Средневековье и принятия ислама, что на башенных постройках горной Чечни можно увидеть и петроглиф в виде всадника, порой в стилизованном виде, на чеченских башнях можно увидеть также петроглиф, изображающий охотника или сцену охоты, например, на стене жилой башни в ущелье Тазбичи. Часто это изображение лука со стрелой (Чеберлой, Майста).
Сведения предоставлены организацией ГБУК «Краеведческий музей им. Хусейна Исаева» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.