Детский хор «Весна» имени А.С. Пономарёва
Знаменитый хор и хоровая школа «Весна» начинали свою историю с любительского кружка, который был организован в январе 1965 года талантливым музыкантом, учащимся «Мерзляковки» Александром Сергеевичем Пономаревым. 31 марта состоялось первое выступление коллектива на конкурсе «Музыкальная весна», организованном районным домом пионеров, где ребята заняли первое место. Этот день считается днем рождения хора «Весна», тогда же появилось и его название. Уже в первом концерте хор исполнял произведения классиков — М.П. Мусоргского и А.Г. Рубинштейна.<<cut>>
Через год коллектив заметило московское Хоровое общество, и с 1 сентября 1966 года кружок был преобразован детскую хоровую студию «Весна», ее официальным руководителем стал А.С. Пономарев, а первым помощником П.В. Меркурьев. Дети стали обучаться игре на фортепиано, появились уроки сольфеджио и музыкальной литературы. Очень важным событием в жизни коллектива была организация младших хоров и создание системы преемственности в процессе обучения.
15 ноября 1966 года коллектив выступил во Всесоюзном доме композиторов. С этого концерта началась дружба и сотрудничество хора с композиторами Т.А. Попатенко, Ю.А. Левитиным, А.Н. Пахмутовой, М.А. Парцхаладзе и другими. З.Л. Компанеец подарил детям свое произведение «Весна» — первое сочинение, написанное специально для хора. Коллектив стал постоянным участником различных концертов и фестивалей, устраиваемых Союзом композиторов и Московской филармонией.
В 1968 году студия переехала в помещение общеобразовательной школы № 299, появилось единое расписание, где общеобразовательные предметы чередовались со специальными. Еженедельно выходила радиогазета, гимном всех учеников школы стала песня Г.А. Струве «Школьный корабль». Уже на следующий год «Весна» принимала участие в первом сборе хоровых студий РСФСР в «Орленке».
В год пятилетия «Весна» была выселена из здания школы № 299 — начались многолетние мытарства в поисках постоянного места занятий. В качестве временного прибежища было найдено пустующее и непригодное для работы помещение бывшего детского сада. Родители воспитанников студии своими руками в короткий срок отремонтировали отведенную хору часть здания. Детьми был создан крошечный зимний сад, появился аквариумный уголок, а по всем комнатам прыгала ручная белка Муля. Вместо предполагавшихся шести месяцев хору предстояло прожить в этом здании 18 лет. За это время «Весной» были исполнены выдающиеся произведения Г. Щютца, К. Монтеверди, А. Скарлатти, Дж. Перголези, А. Вивальди, Й. Гайдна.
В 1972 году студия была преобразована в вечернюю музыкальную школу, а через четыре года — в дневную, став бюджетной. Тогда же состоялась первая зарубежная поездка в Болгарию — страну, славящуюся своими традициями хорового пения, — которая сразу принесла «Весне» успех. В 1977 году хор отправился на гастроли в Грузию, представив сложные и разнообразные программы выступлений в разных городах, участвуя в филармонических концертах вместе с ансамблем «Мадригал» и Государственным камерным оркестром Грузии под управлением Льва Маркиза. В 1980-е последовали поездки в Чехословакию, ГДР, Австрию. В это же время была записана первая грампластинка, где в частности звучат «Вокализ» С.В. Рахманинова и «Рассвет» П.И. Чайковского в сопровождении оркестра. Оркестровки для них были сделаны молодым московским автором Ефремом Подгайцем — с этого времени началась многолетняя творческая дружба хора с композитором, в результате которой появилось множество прекрасных сочинений — от чудных песен для малышей, таких как «Облака», «Удивительная кошка», «Именины», «Речкина песня», до сложнейших произведений крупной формы, написанных оригинальным современным языком. Среди них — «Как нарисовать птицу», «Поэзия земли», «Лунная свирель», «Черный омут», «Весенняя месса», «Времена года», «Ода греческой вазе», «Нью-Йоркская месса». Эти и другие произведения, созданные на высокохудожественные тексты, отличает особая манера ритмического и гармонического мышления, тонкое понимание и проникновение в мир детской психологии. Все сочинения Е. Подгайца очень гуманистичны, их разучивание требует большой эмоциональной отдачи исполнителей.
В 1987 году хоровая школа обрела новое прекрасное здание.
«Весна» гастролировала в 12 странах Европы, в Канаде, Японии и Китае, почти в 50 городах России. Хор сотрудничает с известными оркестрами под управлением Владимира Федосеева, Геннадия Рождественского, Михаила Плетнева, Дмитрия Китаенко, Саулюса Сондецкиса, Томаса Зандерлинга, Семена Бычкова и других дирижеров.
Победитель самых престижных международных хоровых конкурсов в Болгарии, Венгрии, Испании, Италии, Канаде, Франции, в 2000 году коллектив стал обладателем высшей европейской награды среди хоров всех типов и возрастов — «Гран-при Европа 2000». Среди последних достижений хора — победы на международном конкурсе-фестивале Cantemus в Венгрии (2010) и конкурсе детских хоров в Италии (2012).
В архиве «Весны» множество грампластинок, фондовые записи на телевидении и радио. За последние несколько лет «Весна» выпустила тринадцать компакт-дисков.