Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова
Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова — всемирно известный российский хоровой коллектив, один из старейших художественных коллективов Москвы. Его история восходит к периоду расцвета русского искусства рубежа XIX–XX веков, времени зарождения прославленных творческих объединений — Московского художественного театра, Народного хора Митрофана Пятницкого. Под управлением первого руководителя — регента Ивана Юхова — еще в дореволюционные годы хор достиг высокого уровня мастерства, исполняя духовную музыку, народные песни, произведения русских и западноевропейских композиторов.
Популярность хора Юрлова продолжает расти после революции 1917 года — национализированный коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в значимых культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».
Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла становится одним из лучших музыкальных коллективов страны. Хор — первый исполнитель сочинений В. Рубина, Р. Щедрина, многие годы сотрудничал с прославленными русскими композиторами Г.В. Свиридовым и Д.Д. Шостаковичем. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки, которая в советские годы находилась под запретом.
Преемниками Александра Юрлова были талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры — Юрий Ухов и Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы хорового коллектива.
С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк — заслуженный деятель искусств России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, представляя с Капеллой новейшие сочинения вокально-симфонической и хоровой музыки, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла проводит музыкальный фестиваль «Любовь святая», возрождающий традиции исполнения вокально-симфонических сочинений сводными хоровыми составами. Вклад дирижера в развитие отечественной культуры отмечен медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а также высокой наградой Русской Православной Церкви — орденом святого благоверного князя Даниила Московского.
География гастрольных поездок Капеллы сегодня охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда — города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели недавние концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Англии, Белоруссии, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив является постоянным участником Московского Пасхального фестиваля, фестиваля Российского национального оркестра, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», международных фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и других.
Без участия Капеллы сегодня не обходится практически ни одно значимое событие в музыкальной жизни Москвы. Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой — Ю. Башмет, В. Гергиев, М. Плетнев, К. Зандерлинг, П. Коган, Т. Курентзис, С. Скрипка, А. Сладковский, Д. Юровский, В. Юровский. Коллектив исполняет хоровые миниатюры и развернутые оперные сцены, народные песни (в классических и современных обработках) и сочинения духовной музыки. Капелла — один из лучших интерпретаторов произведений Д. Бортнянского, М. Березовского, А. Кастальского, А. Гречанинова, П. Чеснокова, С. Рахманинова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки — от Высокой мессы И.С. Баха до сочинений Б. Бриттена, Л. Бернстайна, А. Шнитке, Г. Канчели, Дж. Тавенера.
Став практически универсальным инструментом для исполнения сочинений самых разных стилей и композиторских школ, Капелла сегодня поражает отечественных и зарубежных слушателей тонкой звукописью, многотембровой красочностью, чарующей силой звучания в сочетании с виртуозным мастерством.
Став практически универсальным инструментом для исполнения сочинений самых разных стилей и композиторских школ, Капелла сегодня поражает отечественных и зарубежных слушателей тонкой звукописью, многотембровой красочностью, чарующей силой звучания в сочетании с виртуозным мастерством.