Танец в лицах: лекции и статьи о российских балеринах

Балет начинался как мужское искусство: в придворных французских спектаклях блистали сами правители, позже их сменили профессиональные танцовщики. Женщины на пуантах стали заметными героинями на сцене во времена романтизма, в начале XIX века. А позже, в эпоху классицизма, в ключевую фигуру постановки превратилась прима — самая умелая артистка, которая исполняла главную партию. О знаменитых солистках русской балетной школы рассказываем в подборке материалов на портале «Культура РФ».
Зинаида Серебрякова. В балетной уборной (фрагмент). 1922–1924. Частное собрание
Балетная уборная. Снежинки (балет П.И. Чайковского «Щелкунчик») (фрагмент). 1923. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зинаида Серебрякова. В балетной уборной Мариинского театра (фрагмент). 1923–1924. Частное собрание
Мариус Петипа
, главный балетмейстер российских Императорских театров и один из ключевых постановщиков XIX века, превратил танцовщицу-солистку в настоящую королеву сцены. При нем талантливые артистки получали драматичные и виртуозные партии. «В театре Петипа балерина бессмертна», — писал танцевальный исследователь Вадим Гаевский. Как жили и танцевали до революции
прима Матильда Кшесинская
, «царица вариаций» Агриппина Ваганова
и «умирающий лебедь» Анна Павлова
 — можно узнать из материала «Балерины императорской России».
В XX веке балерины превратились из известных танцовщиц в культурные символы. О них писали центральные газеты, постановки с их участием показывали на телевидении, примы гастролировали по всему СССР и иногда выезжали за рубеж. Имена Галины Улановой
, Майи Плисецкой
, Екатерины Максимовой
знали даже те, кто не бывал в театре. На портале вы найдете документальные фильмы, лекции и статьи о них.
О Марине Семеновой — звезде Большого театра
, первой советской артистке, которая выступила на сцене Парижской оперы, — говорят исследователь Вадим Гаевский и танцовщицы Марина Кондратьева и Нина Семизорова. О «главной Джульетте советской сцены» Галине Улановой повествует глава из книги артистки Илзе Лиепы. А в рубрике «Культурный вопрос» рассказываем, почему юная Уланова не стремилась танцевать и хотела стать морячкой.
Об одной из известнейших советских прим, Майе Плисецкой, написано множество книг и воспоминаний. Портал «Культура.РФ» собрал главные факты о балерине, которая одинаково успешно танцевала нежную Одетту и страстную Кармен.
Также в нашей подборке вы найдете лекцию о Наталье Дудинской — знаменитой первой танцовщице Кировского, сейчас Мариинского театра
; Екатерине Максимовой, известной ролями в телевизионных версиях балетов; и беседу о Наталье Макаровой — артистке, которая стала хореографом и показала всему миру полную версию «Баядерки».
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна