Многие деревенские обряды, перенесенные на городскую почву, приобретали новые черты. Например, весенне-летние праздники в деревне сопровождались посещением кладбищ,
поминальными трапезами, «завиванием» (то есть украшением)
берез, проносом дерева по улицам села. В городе же смысл этих обрядов был забыт.
Вместо них на
Пасху,
Красную горку,
Троицу, Семик горожане устраивали праздничные обеды на природе. В разных регионах такие «пикники» назывались по-разному. На Урале бытовали русские и тюркские названия этой традиции: Токмач, Три березки, Бусары, Сабантуй.
Чисто городское происхождение имеют
бытовой (городской) романс, русские народные танцы
кадриль и полька, которые значительно отличались от европейских версий. Эти жанры «спустились» в народ из
светских салонов. Мещане так удачно их переработали, что на сельских праздниках кадриль заменила более древние исконно
русские танцы. А романсы, которые изначально были авторскими произведениями, обрастали новыми «народными» деталями, мотивами и куплетами — и вскоре вытеснили народные лирические песни. Имена авторов романсов часто были неизвестны даже современникам.